АВ 2009г. Выпуск 1 О практике применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Доклад О практике применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" .
Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления В.С.Тимченко
Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления В.С.Тимченко
Уважаемые коллеги!
Сегодня перед началом нашего семинара и в перерыве звучали различные точки зрения - нужен семинар, не нужен, надо ли собираться, не надо собираться. Я советовался со своими коллегами-депутатами, что в завершающий временной отрезок перед вступлением закона в силу нам хотелось бы ещё раз собрать всех людей, кто заинтересован в реальной реформе муниципального образования - тех, кто на практике применяют 131 закон. Мы хотели бы услышать не просто критические высказывания, замечания и проблемы - мы их знаем не хуже вас, поверьте, а услышать всё-таки в первую очередь тот положительный опыт, который накопили за переходный период за 5 лет.
Я благодарен губернатору Ставропольского края Гаевскому, который рассказал о том, как в Ставропольском крае реализуется 131 закон.
Безусловно, любое законодательство не может быть идеальным и безупречным. Не является исключением и 131 закон. Изъянов в нём было предостаточно.
Но, собирая сегодня вас всех здесь в зале, мы хотели, преследовали две цели. Во-первых, давайте всё-таки вспомним: что же нам дал 131 закон за те 5 лет, когда он в той или иной мере действовал? В одних субъектах он начал действовать без переходного периода, и это было 40 субъектов Российской Федерации. Сегодня в рамках этого закона 68 субъектов работают, а с 1 января 2009 года - все, за исключением двух обозначенных в начале нашего выступления субъектов. Так вот, что же он нам дал?
Если брать по отношению к 90-м годам, то шаг и движение вперёд, приближение власти, а это ведь основная функция этого законопроекта, приближение власти к населению, громадный, колоссальный. И, безусловно, немаловажной и самой, пожалуй, важной составляющей - это человеческий фактор. Споры о том, муниципальные районы считаются с поселениями или не считаются, ведь это, прежде всего, зависит от того, как здесь говорил выступающий, это как построено на человеческом факторе, а на взаимоотношениях. Если во главе района, абы также во главе поселения находится человек, я уверен, что здесь таких нет, находится человек, который свои личные интересы, свои личные амбиции ставит выше тех целей и задач, которые перед ним стоят, проблема будет всегда. Будут выпячивать своё "я" на первое место, будет строиться вся работа в отношении только рекламы и саморекламы, и ничего больше не будет.
И в этом большая проблема, в том, что у нас, к сожалению, кадры и не только профессиональные с точки зрения профессиональной подготовки, а это ещё одна составляющая. Но с точки зрения человеческого фактора, человеческих качеств, пока ещё не готовы. Корни, но мы сами знаем, откуда корни. Другая была система, другое отношение, другое воспитание и другой стиль.
Когда чуть-чуть мы начали переходить на рыночные отношения, многие, и не только из руководителей, вообще, из граждан Российской Федерации, посчитали, что для себя более важно заняться сначала своим благополучием, а потом уже благополучием своих окружающих коллег и граждан.
Не хочу вдаваться в идеологическую составляющую, просто хочу напомнить, что от нас с вами зависит то, как мы будем работать дальше, как мы будем жить дальше.
Закон можно принять любой, самый идеальный. Но если появится желание, то обойти его или не исполнять его прекрасно можно, вы это знаете.
Теперь будет приниматься решение судов на неисполнение закона, будет приниматься решение Верховного Суда, всё что угодно, но захочет руководитель любого масштаба не исполнять, и не будет его исполнять. И, к сожалению, может быть, это видение 131 закона, а это может быть видение, как говорится в таких случаях, кафедра другого законодательства об ответственности за неисполнение. Но до тех пор, пока мы сами не научимся исполнять законы и сами для себя не будем предъявлять соответствующие квалификационные требования, мы не сможем рационально реально решить муниципальные реформы, да, вообще, развитие российского государства пойдёт другим путём.
Сегодняшний семинар, я возвращаюсь к его теме, он умышленно не затрагивал и не затрагивает бюджетно-налоговые вопросы местного самоуправления. Он посвящён только тем вопросам, которые реально с 1 января 2009 года необходимо будет исполнять.
Я не идеалист и не фантаст, я прекрасно понимаю, что исполнение полномочий, которые прописаны, в том числе в 131 законе, без финансового обеспечения невозможно. Но нужно разделять на две вещи, на мой взгляд, вещи, касающиеся чисто 131 закона, не связанные с бюджетом и налогом, и вещь, которая касается бюджета и налогов.
Те из вас, а это почти все из вас, знакомы и с Бюджетным кодексом, и с Налоговым кодексом и, вообще, с основами бюджетно-финансовой системы Российской Федерации, прекрасно понимаем, что для того, чтобы многие положения вышеуказанных кодексов вступили в силу и начали работать, нужно работать примерно за год, за полтора. К тому есть определённые базовые основы этих кодексов.
Так вот мы уже на Комитете обсуждали, мы сегодня собрались для того, чтобы ещё раз обсудить вопросы, не касающиеся ни бюджета, ни налогов. И это наше финальное совещание, встреча с вами начинается с совещания по 131 закону.
Следующий шаг, и он уже сегодня фактически дал старт этому шагу, дан старт, это работа над изменением бюджетно-налоговой системы в муниципальных образованиях.
У нас здесь присутствуют Надежда Сергеевна Максимова, которая представляет Комитет по бюджету и налогам. Я вот только что не спросил. Надежда Сергеевна, есть ли у вас в комитете подкомитет по бюджетно-налоговой системе муниципальных образований или муниципальной системы? Говорит, нет, такого нет. В принципе, по налогам есть, а вот чисто муниципального подразделения нет.
А ведь если мы говорим сегодня в целом в России федеральный бюджет, региональный бюджет и местный бюджет, это практически... Я не беру по старинности, по наполняемости, но по значимости это три примерно равноценных бюджета. Причём бюджеты муниципальных образований - это бюджет наших граждан, это удовлетворение первой потребности наших граждан. Поэтому я не предлагаю записывать в рекомендации наши сегодняшнего семинара-совещания, но думаю, что, если вы одобрите, я обращусь к Комитету по бюджету и налогам с просьбой создать такой подкомитет для того, чтобы работа в сфере интересов муниципальных образований в рамках Комитета по бюджету и налогам была поднята на более высокий уровень.
На предыдущих семинарах, встречах и совещаниях, выездных заседаниях комитета я говорил, что у нас, у законодателей, есть партнёры, есть оппоненты на федеральном уровне. Так вот партнёры у нас - это Министерство регионального развития, с которым мы достаточно эффективно и плодотворно сотрудничали. И Дмитрий Николаевич Козак, вы видите, даже в этом году он уже третий раз принимает участие в наших мероприятиях, министр, у которого, казалось, достаточно большой объём работы и большой круг вопросов. Он приходит, и общается, и пытается нас понять, пытается поддерживать.
Это также Министерство экономического развития, как ни странно, но они во многих вопросах нас понимают. Пока, к сожалению, оппонентом, большим оппонентом является Министерство финансов. Но я думаю, это пока. Потому что, когда мы начнём сейчас, вот сейчас, буквально с этого момента начнём плотно работать над Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, то Министерство финансов, безусловно, надеюсь, будет находить возможность идти нам навстречу. Тем более что буквально недавно, две недели назад, на одном из симпозиумов Сергей Дмитриевич Шаталов, это заместитель министра статс-секретарь сказал, что он готов более внимательно и более эффективно поработать, с точки зрения бюджетной и налоговой наполняемости бюджетов муниципальных образований.
Ну, а теперь возвращаюсь к тому, о чём сегодня здесь говорилось. Да, наша с вами работа, наши с вами встречи не прошли даром. Сегодня в Комитете по местному самоуправлению подготовлен набор предложений по корректировке, по формированию, по изменению 131 закона. И эта работа не только этого периода, это работа и предыдущего состава нашего комитета. И Владимир Семёнович Мокрый, который здесь присутствует, в том числе и ему слова благодарности, и составу того комитета, который работал, тоже много сделали. Это благодарность и аппарату комитета.
Законопроект, о котором мы говорили, состоит из 17 статей. То, что мы говорили, и Виталий Валентинович, и Дмитрий Николаевич. Вот 17 статей, это как бы база, основа, на которую мы готовы и перед первым чтением, и между первым и вторым чтением дополнять, дополнять и дополнять.
С чем связано, что мы сразу не всё вносим, а вносим большой кусок, но не всё? Готовы и здесь, тоже я уже сказал, имеем поддержку Министерства регионального развития. Вот Анастасия Владимировна, если надо будет, потом ещё прокомментирует или ответит на эти вопросы. Потому что есть определённый формат, процедура прохождения законопроектов в Государственной Думе. И чем больше объём, тем тяжелее его принимать в сроки, оставшиеся до вступления 131 закона в полную силу. Мы сейчас находимся на флажке для того, чтобы он прошёл три чтения в Думе, Совет Федерации, Президента Российской Федерации, и чтобы он вступил с 1 января 2009 года в полную силу. Там есть позиция, которая касается описания границ, сдвижка до 1 января 2012 года. Там есть вопросы, касающиеся и имущества, и хозяйствующих объединений на межмуниципальных, на межпоселенческих территориях, там есть многие и многие вопросы, но не все.
Поэтому я сразу к вам обращаюсь и говорю, что, уважаемые коллеги, мы буквально, наверное, на следующей неделе проект этого закона разошлём, надеюсь, Совет Думы примет решение, и разошлём всем субъектам законодательной инициативы. Кроме того, в добровольно инициированном порядке мы, Комитет по местному самоуправлению, направим этот законопроект во все возможные ассоциации, совет и так далее. Это и ОКМО, и в СМС, и в ассоциации городов всевозможные.
Хотел бы единственное только вас попросить, вот мы понимаем, то, что вносим, затрагивает примерно процентов 40 от всех необходимых изменений, которые нужно вносить. Уверен, что ещё процентов 40-50 мы получим и внесём перед вторым чтением. Но всё равно какой-то объём вопросов, ну, не сможем просто. Либо в силу того, что это противоречит концепции вообще 131 закона, либо в силу того, что это противоречит каким-то другим базовым законам.
И здесь, обращаюсь к вам, ещё раз говорю, уважаемые коллеги, вот в этот закон, вопросы, касающиеся изменений бюджетной, налоговой системы, вносить пока не надо. Мы над этими вопросами начинаем работать буквально вот с завтрашнего дня.
Уважаемые коллеги, на тему реформы местного самоуправления можно говорить не один час и не один даже день. Потому что проблема не там, где этим вопросом не занимаются.
Я хотел бы пригласить вас и призвать к конструктивному диалогу, и столько негатива. Хотелось бы услышать не только сегодня, а в дальнейшем. Понятно, есть проблемы, их нужно решать. Но сколько хотелось бы услышать позитивных примеров, которые мы могли бы тиражировать, тиражировать на уровень всей Российской Федерации, и, поверьте, это будет гораздо больше, гораздо будет эффективнее, чем просто такая голословная или необоснованная, без предложений критика.
У нас в Государственной Думе есть ещё один комитет - Комитет по делам Федерации и региональной политике, который возглавляет Усачёв Виктор Васильевич. С этим комитетом мы тоже очень плотно работаем. То есть, я имел в виду, что взаимоотношения муниципального уровня и субъектовые, региональные уровни мы можем регулировать, в том числе, совместно с этим комитетом.
И большую роль, безусловно, играет Комитет по вопросам местного самоуправления Совета Федерации. Степан Михайлович Киричук, он здесь, он тоже будет выступать, и я думаю, что вот такой конгломерат наших комитетов и наших ассоциаций, организаций позволит наиболее эффективно создать условия для развития местного самоуправления и наиболее полное удовлетворение потребности наших жителей. Спасибо за внимание.