АВ 2009г. Выпуск 1 О практике применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Выступление Председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований С.М.Киричука
Приветствую участников семинара-совещания. Меня попросили отметить некоторые особенности организации местного самоуправления вот в эти последние наши годы.
Прежде всего, я отмечаю, что сам 131 Федеральный закон, он уже заложил инструменты его же реализации в самом законе, что не было до этого. Конечно, эти инструменты различные, и они где-то полностью решают проблему, где-то нет, но такой инструмент, как закрепление источников финансирования по поводу вопросов местного значения, он впервые в законодательстве определён в 131 законе.
Есть проблемы, о которых сегодня говорили, недостаточно, не знаем, по каким нормативам определять и так далее, и тому подобное.
Следующий, совершенно новая особенность этого законодательного акта, с которым мы входим с 1 января в полном объёме в работу, это создание механизма реального, фактического, законом установленного, механизма взаимодействия органов местного самоуправления с государственной властью, причём закрепленного законом. На уровне субъектов Российской Федерации через советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, где субъекты образуют в обязательном порядке такие советы. И на уровне Федерации по желанию этих советов муниципальных образований образуется организация общероссийская. Ныне она носит название Общероссийский Конгресс муниципальных образований.
Я хочу напомнить, что ещё два года назад руководитель Администрации президента Сергей Семёнович Собянин в своей телеграмме отметил. Цитирую. "Фактически впервые сформирована система представления интересов местного самоуправления, объединяющая все муниципальные образования нашей страны". Точка.
И хотел бы в этой связи обратить внимание собравшихся, особенно представителей государственной власти, что содействие выполнению своих обязанностей советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации не является желанием этих советов, а является обязанностью государственной власти содействовать этому решению. И создание параллельных структур в виде разных совещательных органов при губернаторах, законодательных собраниях, вице - палатах и так далее и тому подобное, конечно же, не препятствует развитию межмуниципального собрания.
Но надо понимать о том, что собрание муниципальных образований, проходящее в рамках совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, является официальным собранием представителей муниципальных образований, выражающих консолидированную точку зрения, и имеющих право её трансформировать дальше где-то.
Все остальные собрания - это собрания выражающие, так или иначе, некую корпоративную точку зрения, будь-то там закрытый городок или межрегиональных объединений, или в целом общероссийского какого-то объединения.
Мы об этом говорим, пишем, разговариваем, но по большому счёту, конечно же, вопросов остаётся много.
Закон, особенность закона, что он этим самым установил некие формы межмуниципального сотрудничества.
Я хочу откровенно признаться, что за последние год-полтора, не удалось найти форм и методов взаимодействия с существующими ассоциациями. Предложений, как с одной, так с другой стороны достаточно. Пока какого-то осязаемого контура взаимодействий просто нет, просто идут разговоры или же, не находится где-то понимание.
Что бы на наш взгляд, необходимо было делать сейчас? Мы должны, на мой взгляд, поддержать ту форму указа и то содержание по критериям оценки эффективности управления.
Много говорили, и субъективные факторы. Если в районе хороший руководитель поселения, что-то сойдёт и прочее, прочее. Но в принципе, всё-таки должен закон определять. Это самое лучшее и самое правильное. Мы не должны зависеть от субъективных каких-то факторов. И я поддерживаю идею, чтобы эта проблема была разрешена.
Одна из идей, высказана муниципалитетами, ассоциациями муниципалитетов, она заключается в том, что надо описать, оформить законодательно форму создания хозяйствующих субъектов, которые работают на межмуниципальном уровне. Но, и сегодня уже это говорил, это оказалось достаточно сложным процессом. Но, как постановка задачи, она остаётся и её надо, естественно, заниматься.
И я хотел бы напомнить, о чём Дмитрий Николаевич сказал, что результаты оценки эффективности работы органов местного самоуправления не будут учитываться как бы нигде.
Я так понимаю, что они не будут учитываться органами государственной власти, при принятии тех или других решений.
Это очень серьёзная вещь, не то что не будут учитываться, а критерии оценки и публикация этих критериев оценки в прессе, в Интернете, особенно для соседствующих муниципальных образований, районов, городов и так далее, и тому подобное, сверхважна.
И я думаю, что мы не должны бояться этой конкуренции, тогда у нас появится, ну какой-то стимул, более активно работать в этом направлении.
И мне представляется, что сегодня, вот невозможно не поддержать Городецкого Владимира Филипповича, и, конечно, нужен профессиональный разговор. Но он и сегодня идёт, этот профессиональный разговор. И не надо бояться проведения этого. Я благодарен Комитету Государственной Думы, что в нем вновь и вновь, очень больные и очень сложные темы не боятся выставлять на публичное обсуждение. Это тоже результат, который в любом случае что-то даст.
Хочу напомнить о том, что Конгрессом муниципальных образований ведётся работа по созданию библиотеки лучшей практики управлением муниципальных образований. Она очень обширна уже. Она в виде различных документов, различных материалов, и хотелось бы, чтобы ею пользовались. Для этой цели создана корпоративная автоматизированная информационная система, которая уже работает. Ею тоже можно пользоваться в полном объёме, на абсолютно бесплатных каких-то там основаниях. Для этого никаким муниципалитетам ничего не надо. Надо просто иметь у себя возможность принимать эту информацию. Наши специалисты готовы помогать в распространении, в обучении людей, по этому направлению.
Я думаю, что нам очень важно всё-таки продолжить вот это сотрудничество с точки зрения обмена информации. Очень благодарен участникам за то, что высказались. Пессимистов хочу разочаровать. Поверьте, количество высказываемых вами замечаний, качество их мало кого волнует. Нас волнует ваш настрой на то, чтобы победить вот то, что сегодня не решено. Ваше постоянное участие здесь, постоянные письма и предложения по регулированию законодательства, это тоже огромный стимул для Федерального Собрания в подготовке тех или других предложений.
Не могу говорить за всех, но наш комитет на каждом своём заседании, а Общероссийский Конгресс на каждом президиуме, отдельно члены президиума здесь присутствуют, обсуждают те вопросы, которые приходят от муниципальных образований. По некоторым можно принять решение, по которым - невозможно принять решение. Но о полезности проводимых мероприятий и обсуждению различных мнений - в этом я не сомневаюсь.
Я желаю всем успеха. Вячеслав Степанович, огромное спасибо за организацию этого мероприятия.