Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 8 Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления


Выступление Силуанова А.Г., заместителя Министра финансов Российской Федерации

     Несколько слов тоже хотелось бы сказать о ситуации с обеспечением финансовой базы органов местного управления. Мы видим, что за последние 2,5 года создана достаточно устойчивая финансовая база доходов органов местного самоуправления. Доходы поступали стабильно в бюджеты органов местного самоуправления. Так в 2007 году прирост доходов составил 28 процентов, за четыре месяца текущего года - 30 процентов. Это только налоговые доходы органов местного самоуправления без учёта финансовой помощи. А с учётом финансовой помощи, которую оказывают субъекты Российской Федерации, в этом году, за четыре месяца текущего года  к четырём месяцам прошлого года рост доходов составил более 40 процентов. То есть, можно сказать, что в принципе те налоговые доходы, которые переданы органам местного самоуправления, позволяют формировать доходную базу со значительным приростом.
    Кроме того, хотелось бы отметить следующее, что за период последних лет органы местного самоуправления снижают кредиторскую задолженность, и это очень отрадно. Это говорит о том, что доходы, которые поступают в бюджеты, направляются и на выполнение своих текущих обязательств, и на погашение ранее образованной кредиторской задолженности. Несколько цифр. С 2004 года по сегодняшний день кредиторка сократилась в четыре раза, с 2005 года - в два раза. И такая тенденция ежегодного сокращения задолженности на 30-40 процентов, она присуще и в текущем финансовом году.
    То же самое и по долгу. Долг органов местного самоуправления имеет тенденцию к сокращению, и в настоящее время сократился со 106 миллиардов рублей в 2005 году до 98 миллиардов рублей в текущем году. То есть отношение долга к доходам резко сокращается. То есть мы видим тоже облегчение долгового бремени органов местного самоуправления.
    Хотелось бы отметить тоже, что мы в рамках наших встреч, совещаний, вот на этой площадке много говорили о необходимости формирования налоговой отчётности по всем муниципальным образованиям. Такая отчётность была сформирована. Министерство финансов подготовило, и приняли мы поправки в 410-е постановление правительства, которое определяет для налоговой службы перечень информации, которая необходима для планирования своих бюджетов органам местного самоуправления, и для субъектов Российской Федерации, отстраивания межбюджетных отношений. То есть все те задачи, которые мы здесь ставили перед Министерством финансов в части налоговой отчётности, они решены.
    Что плохо, что плохо мы видим? Плохо то, что сохраняется высокая дотационность у субъектов Российской Федерации. Об этом сейчас Анастасия Владимировна говорила. Действительно, у  нас субъект, муниципальное образование с уровнем дотационности... Я говорю только о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности без учёта субсидий, без учёта субвенций. Только те дотации, которые предоставляют субъекты Российской Федерации муниципалитетам, они составляют... Я хочу сказать, что более 50 процентов всех муниципальных образований имеют..., более 50 процентов дотационность всех муниципальных образований имеют 67 процентов всех муниципалитетов.
    То есть, представляете, 67 процентов зависят от финансовой помощи, только нецелевой финансовой помощи, без субсидий. Это большое количество. Это большое количество, а если взять ещё и субсидии, которые перечисляются, то есть другие виды финансовой помощи, то этот показатель будет значительно выше. Причём такую дотационность, высокую дотационность имеют в основном сельские поселения и муниципальные районы. Вот два типа муниципалитетов, которые в основном... Могу цифры привести. Сельские поселения имеют дотационность более 50 процентов - 68 процентов всех сельских поселений, и 72 процента муниципальных районов. Вот такая ситуация складывается с дотационностью.
    Что делать, причины какие? Причины очевидны. Очевидно то, что у нас неравномерно складывается налоговая база. Резко действительно поправить эту ситуацию невозможно, невозможно. Поэтому, сколько бы мы с вами ни передавали налоговых доходов, если нет налоговой базы, она практически там и не возникнет. То есть нужно, наоборот, проводить меры по стимулированию муниципальными образованиями в создании такой налоговой базы.
    Как это делать? Вот давайте обсудим, есть всё-таки предложения. Мы общались и с субъектами Российской Федерации. Может быть, идти по такому вопросу, по вопросу всё-таки интеграции и укрупнению муниципальных образований.
     Особенно это касается сельских поселений. Давайте обсудим, потому что, конечно, когда мы создали 24 тысячи поселений, из них там 19 тысяч новые поселения, то естественно количество не перешло в качество и в основном большое число вновь созданных поселений, вновь созданных муниципальных образований, поселений высоко дотационное.
     Поэтому, конечно, субъекту Российской Федерации, который оказывает воздействие на социально-инженерную инфраструктуру муниципальных образований проще иметь дело там с двумя муниципальными образованиями, нежели с десятью.
     Но это вопрос достаточно тонкий, коллеги. Хотелось бы ещё раз с вами посоветоваться в этой части, потому что вопрос об укрупнении, вопрос должен решаться с учетом мнения жителей муниципалитетов и с учетом, естественно, всех последствий. Поэтому укрупнение позволит нам проще выравнивать бюджетное обеспечение с одной стороны, это со стороны субъектов Российской Федерации, снимет административные барьеры для бизнеса, особенно для сельских поселений, особенно для сельхозпроизводителей, которые, может быть, осуществляют свою деятельность в нескольких муниципальных образованиях, снизит административные издержки, которые на самом деле сегодня достаточно высоки, ну и так далее и тому подобное.
    Поэтому в принципе сейчас мировая практика такая, что муниципалитеты на самом низком уровне концентрируются и объединяются. Давайте обсудим. Это, естественно, как предложение, но очевидно, оно придёт к тому, что количество и дотационность муниципальных образований сократится.
    Кроме того, есть несколько предложений по развитию налогового потенциала. Естественно, мы также выступаем за то, чтобы сохранить отдельные положения переходного периода, которые касаются межбюджетных отношений. Здесь уже говорилось о том, что нужно формировать больше налоговых стимулов к зарабатыванию в муниципальных образованиях. Как это делать? Если муниципалитет получает дотацию, то, конечно, стимула к зарабатыванию у неё нет. Если мы эту дотацию, предоставим право субъекту Российской Федерации в счёт дотации передавать любые налоговые доходы, в том числе федеральные, региональные и так далее, а не только налог на доходы физических лиц, как это существует сегодня, думаю, что это правильно. И целый ряд субъектов Российской Федерации в этом году и в прошлом году воспользовались таким правом, передавая свои налоговые доходы в счёт финансовой помощи.
    Абсолютно согласен с тем, что необходимо закреплять такую передачу на определённый период времени, от 3-х и более лет. Согласен абсолютно с таким предложением. Мы их и в прошлом году и здесь обсуждали, и требуется просто внесение изменения в законодательство, над этим мы с вами работаем.
    Следующий вопрос - налог на недвижимость. Действительно наше предложение по формированию налога на недвижимость, который должен вступить в силу по нашим оценкам с 2011 года, должен существенно изменить доходную базу местных бюджетов. Это местный налог, местный налог, вопрос о зачислении этого налога по уровням системы или он будет полностью поступать в доходы местного бюджета, обсуждается.
     Поэтому, на наш взгляд, введение налога на недвижимость позволит улучшить и усилит доходную базу бюджетов муниципальных образований.
    Следующий тоже хотелось бы отметить такой вопрос. Мы сейчас, как Министерство финансов, большое значение уделяем формированию качественному финансовому менеджменту. Конечно, в муниципалитетах этот вопрос сложный. Поскольку сейчас мы говорим только об обучении специалистов в области финансов. Мы, как Министерство финансов, в первую очередь об этих специалистах беспокоимся. Но и мы на уровне Министерства финансов предоставляем гранды муниципальным образованиям за выполнение программ финансового оздоровления муниципальных образований. Сейчас снижен порог для муниципалитетов до 100 тысяч, от 100 тысяч человек и более. Любой муниципалитет может подать предложение, заявку в Министерство финансов на получение такого гранта в случае выполнения определенной программы финансового оздоровления, программы качества управления финансами.
     К сожалению, в этом году мы видим, что из 10 таких муниципалитетов, местных муниципалитетов только 8 и они  подали такие заявки, и могут рассчитывать на гранты. У нас такой предел - это 10 муниципалитетов.
    Очередной конкурс, будем так говорить, будет у нас осенью текущего года, так что предлагаем всем муниципалитетам поучаствовать в этом. Думаю, что это не только финансовая поддержка, но и повышение качества финансового управления. Спасибо за внимание.