АВ 2008г. Выпуск 8 Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления
Выступление Рябухина С. Н., аудитора Счётной палаты Российской Федерации по инспекции и контролю взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней
Добрый день, уважаемые коллеги! Осталось всего шесть месяцев до завершения переходного периода, предусмотренного 131-м Законом. В конце года в Счетной палате закончится 3-летний цикл мониторинга исполнения 131-го Закона и будет подготовлена аналитическая записка, посвященная итогам реализации переходного периода. В ней будут проанализированы и проблемы финансового обеспечения муниципалитетов.
Поэтому остановлюсь на наиболее актуальных вопросах.
Во-первых. Мы видим существенный резерв пополнения муниципальных бюджетов. Это использование муниципальной собственности. Фактическое поступление неналоговых доходов в 2007 году составило почти 240 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 39,4 %.
Доходы от использования муниципального имущества, составляют основную долю - 44,8 % или более 107 млрд. рублей. По данным только 48 регионов в реестрах муниципального имущества на начало года зарегистрировано более 1 млн. объектов балансовой стоимостью более 5 трлн. рублей.
Однако отсутствие нормативно-правового регулирования учета муниципального имущества замедляет процесс перепрофилирования, принятия в собственность, либо отчуждения муниципального имущества. Это порождает криминальные риски, которые могут привести к нарушению законодательства и недопоступлению средств в местные бюджеты.
В целом, чтобы получать финансовую отдачу от муниципальной казны необходимо в каждом муниципалитете наладить учет и иметь эффективных управленцев. Ведь речь идет о земле, активах МУПов, долях участия в акционерных обществах, процедурах аренды.
Учитывая, что до 1 января 2009 года муниципалитетам необходимо привести свое имущество в соответствие с требованиями статьи 50-ой 131-ого закона, можно с твердой уверенностью предсказать, что мы с вами, уважаемые коллеги, стоим на пороге 3-ей волны передела собственности.
Мы предупредили МВД России, что создаются предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением муниципального имущества. По доходящим до нас откликам из ряда муниципальных образований, соответствующие подразделения МВД усилили контроль за процессами отчуждения муниципального имущества.
Во-вторых. Это проблема качества управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Со следующего года, согласно Указу Президента 607 будет осуществляться оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Если проанализировать исполнение полномочий каждым уровнем муниципальных образований при нынешних условиях межбюджетных отношений, то у 70 % муниципальных образований нет перспективы развития.
И нет инструментов, позволяющих развивать экономику территории. К примеру, программа реформирования муниципальных финансов предусматривает ряд ограничений и рассчитана только на крупные и самодостаточные муниципальные образования.
Бюджетные ассигнования на гранты муниципальным образованиям в целях содействия достижению лучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, еще не заработали ввиду отсутствия правового регулирования. Бюджетные инвестиции из Инвестиционного фонда муниципальным образованиям недоступны.
В тоже время следует отметить, что в ряде регионов в деятельности органов исполнительной власти заметен акцент на систему стратегического планирования. Комплекс принятых нормативных актов и программ, направленных на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения позволил разработать план развития региона с учетом имеющегося потенциала и повысить качество управления финансовыми ресурсами на региональном и местном уровнях.
Такой подход приносит свои ощутимые результаты в Татарстане, Чувашии, Краснодарском крае и Тверской области. В данных регионах динамика социально-экономических показателей выше среднероссийских значений.
В этой связи хочу поддержать Министра регионального развития Дмитрия Николаевича Козака, в части вырабатываемой системы комплексного планирования социально-экономического развития регионов, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации .
Однако следует помнить, что в соответствии со статьей 85-ой 131-го Закона границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2009 года. При этом, отсутствие средств в местных бюджетах на проведение инженерных изысканий для подготовки схем терпланирования муниципального уровня ставит под угрозу срыва сроки подготовки проекта схемы терпланирования Российской Федерации, которая должна быть завершена до 1 сентября 2009 года.
И, в заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что наступает активная фаза разработки бюджета на 2009 год и на трехлетнюю перспективу.
Напомню, что в разделе межбюджетных отношений Заключения на проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года , Счетная палата отмечала, что законопроект разработан в отсутствие:
- генеральной схемы пространственного размещения производительных сил;
- сводного прогноза социально-экономического и демографического развития регионов;
стратегии социально-экономического развития регионов России;
- а также в отсутствие данных системы федерального мониторинга социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
В этой связи наша совместная задача добиваться от Правительства разработки проекта федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года с учетом отмеченных требований и конечно, Бюджетных посланий Президента.
Благодарю за внимание.