Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 8 Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления


Выступление Невзорова Б.А., председателя Законодательного Собрания Камчатского края

     Я хочу остановиться на проблемах финансирования и обеспечения муниципальных образований Дальнего Востока и Сибири на примере Камчатского края, потому что никто из выступающих этой темы не коснулся.
     Хочется, конечно, поблагодарить организаторов, потому что эта заявленная тема действительно очень актуальна, и необходимо её обсуждать как можно чаще и решать эти вопросы. Оттого, насколько будет дееспособно муниципальное образование, во многом зависит главная задача - это повышение качества жизни населения.
     Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований действительно могут найти часть своего решения, благодаря повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления. Но муниципальные образования в России находятся совершенно в разных условиях: от благоприятных для проживания зон до относительно или абсолютно дискомфортных, от профицитного бюджета в экономически развитых регионах России до совершенно дефицитных дальневосточных и северных территорий.
    Камчатский край занимает площадь более 500 тысяч квадратных километров, то есть площадь Франции, а населения в нём 0,7 процента на один квадратный километр. Население края живёт в совершенно другой, чем на материке, ситуации. Слабо развитая инфраструктура, низкая транспортная доступность, 112 километров асфальтированной дороги. ГСМ стоит на 60 процентов дороже, чем в других регионах страны. Покупательская способность рубля ниже своего значения в среднем на 50 процентов по России.
     Достойное десятое место среди субъектов Федерации по величине заработной платы на самом деле оборачивается 84-м местом по уровню покупательской способности камчатцев. Средняя заработная плата 20 тысяч рублей это вместе с надбавками и коэффициентом северным оборачиваются впрямую в заработок всего 9 тысяч, а в Москве это 30 тысяч рублей. Если регионы центральной России сегодня живут трудно, то Камчатка, вы  знаете, намного сложнее живет.
     В условиях отдалённости от федерального центра, низкой плотности населения, более высоких темпов инфляции нельзя рассчитывать, чтобы единственный механизм повышения эффективности органов власти муниципальных образований стал доходный из собственных бюджетов. И с помощью федерального центра дальневосточные регионы просто не могут существовать. На VI съезде партии, который прошёл под лозунгом "Через развитие Сибири и Дальнего Востока к развитию страны", недаром справедливо было отмечено, что природный потенциал северных регионов, особенно Дальнего Востока, это мощный фактор продвижения вперёд. Территория Дальневосточного федерального округа 40 процентов территории Российской Федерации.
     Но чтобы этот потенциал стал работать, необходимо две проблемы решить. Это финансирование и людские ресурсы. Сегодня муниципальные образования Дальнего Востока отстают в развитии от среднего по России, и отстают очень сильно. Если в 2006 году валовой региональный проект в среднем по России был 126 процентов, то на Дальнем Востоке - 116, а на Камчатке он ещё ниже.
    Демографические потери дальневосточных субъектов Российской Федерации за 10 лет составили 2 миллиона рублей из 9 с небольшим. Потому что сейчас там живёт всего 6,5 миллиона человек. Что это на такой огромной территории? А Камчатка вообще потеряла население на треть. 540 тысяч жило, теперь живёт 340. Прежде всего уезжают высококвалифицированные специалисты, молодёжь. Одна из главных причин этого - это вопиющая разница в соотношении прожиточного минимума в дальневосточных регионах в среднем к уровню, который в России. На 40 процентов отстаём.
    На выполнение 36 вопросов местного значения, закреплённых сегодня за муниципальными образованиями, имеется только два местных налога. Налог на имущество физических лиц и земельный налог. Данная доля налогов, особенно на Севере, она совершенно незначительна.
    Низкая бюджетная обеспеченность самого Камчатского края. 0,6 против 0,9 в среднем по России не позволяет в полном объёме обеспечить реализацию наших расходных обязательств. Кроме этого, при передаче государственных полномочий на региональный, а впоследствии на местный уровень, необходимо при финансировании учитывать и инфляцию, а она никогда не учитывается.
    Приведу пример. Передача из федерального бюджета на региональный уровень 12-ти камчатских образовательных учреждений начального профессионального образования с объёмом бюджетных ассигнований в размере 212 миллионов рублей фактически обошлась нам в 278 миллионов рублей. Ещё хуже обстоят дела у муниципалитетов с выполнением государственных полномочий в сфере образования и здравоохранения. Ежегодно расходы увеличиваются, а из центра на эти цели приходит по-прежнему недостаточное финансирование.
    Таким образом, субъекты Российской Федерации вынуждены изыскивать средства на покрытие ещё и тех сумм, которые съедает инфляция. Дополнительные затраты на реализацию переданных полномочий снижают бюджетную обеспеченность других расходных обязательств как на региональном уровне, так и уровне, конечно, местного самоуправления. Общий замысел реформы местного самоуправления имеет позитивный характер, но практическая реализация 131-го федерального закона показала ряд серьёзных недостатков. Закон внёс противоречия между органами власти районов и поселений. Два хозяина делят скудный бюджет, и это не идёт на пользу населению.
    Внесение некоторых поправок в 131-й закон продолжается с расширения перечня вопросов местного значения, в том числе и в части выполнения государственных полномочий, которые происходят без надлежащего увеличения доходной части муниципалитетов. Кроме этого, в результате изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации появилась тенденция к увеличению выпадающих доходов, о чём сегодня говорилось, в консолидированных бюджетах краёв и областей. Хотя нормативы отчислений и ставок по отдельным налогам вроде бы идут в пользу консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, но это не оказывает существенного влияния на финансовое состояние краевых и местных бюджетов.
    Решение вопроса, оно вроде бы простое, опять сегодня об этом говорили. Выделение из федерального бюджета финансовой помощи на компенсацию выпадающих доходов краевых и местных бюджетов, введение нормативов отчислений в пользу консолидированных бюджетов регионов от налога на добавленную стоимость, которые сегодня полностью поступают в федеральный бюджет.
    Подавляющее большинство муниципальных образований дальневосточных субъектов Российской Федерации дотационные и не располагают доходной частью бюджетов, позволяющих решить хотя бы основные вопросы местного значения. Доходы просто негде взять, потому что все мы знаем, прибавочную стоимость даёт только человеческий труд, а людей-то вот как раз там и нет.
     Осенью 2007 года был принят бюджет Камчатского края на 2008 год. За полгода стоимость дизельного топлива и мазута, который используется в нашем крае на тепловую и электрическую энергию, выросла в 2 раза. Под угрозой срыва отопительный зимне-осенний сезон. Никто не даст 1 миллиард 400 миллионов рублей. Почему не предусматриваются вот эти компенсации. Несбалансированность местных бюджетов - самая основная проблема местного самоуправления.
    И в завершение этого вопроса. Реальное выполнение полномочий муниципальных образований просто невозможно. Необходимо перейти от мер по организационному обеспечению местного самоуправлению к созданию правовых и 100-процентных экономических условий для осуществления органами местного самоуправления порученных им полномочий.
    Камчатка при достаточном вложении финансовых средств даст отдачу в десятки и сотни раз больше. Для этого у нас есть возобновляемые ресурсы, полезные ископаемые, включая углеводороды. И я уверен, что всё-таки депутаты Государственной Думы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" примут меры по справедливому распределению бюджетных средств в пользу регионов, пока ещё не получивших необходимого развития, но имеющих геополитическое значение для Российской Федерации.
    И как можно существовать вообще, строить в одних субъектах, можно сказать, коммунизм, как было раньше принято, а другие субъекты совершенно не развивать, если у нас 87 процентами консолидированного дохода, обладает всего один субъект Российской Федерации, а остальные живут, сводя концы с концами?
    Поэтому, уважаемые коллеги, ровно два часа ночи сейчас на Камчатке, но вот я выступаю перед вами потому что, всё-таки обратите внимание, что северные территории России - это огромные территории, на которых живут тоже люди, и оттуда идут деньги и оттуда идёт благосостояние Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому не надо забывать Государственной Думе о Камчатке и о северных территориях. Спасибо за внимание.