АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Салтыков А.И., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.
О проблемах, возникающих при формировании местных бюджетов в 2006 году, и предложениях по их решению.
Я хотел немножко коснуться вопросов формирования бюджета 2006 года, поскольку формирование этого бюджета определит надолго закрепление тех межбюджетных отношений, которые сложатся, благодаря принятию федерального закона о бюджете на 2006 года. Мы получили часть документов. Я с удовольствием ознакомился с проектом, это "План развития муниципального сектора экономики на 2006 год", который входит в состав проекта закона о бюджете на 2006 год. И есть такие вещи, которые радуют, потому что говорится о том, что в целях развития системы дошкольного образования будет осуществляться расширение сетей детских дошкольных учреждений, будет улучшаться материально-техническое состояние школ, программы их компьютеризации, сокращаться число школ, работающих в две смены, и так далее. Новые центры создаются культуры, спорта и так далее.
Когда это все проанализируешь и на местах посмотришь, как-то это все очень далеко от реалий, которые сегодня творятся на местах. Мы знаем, что большой износ школьных зданий, детских дошкольных учреждений. Многие из них закрываются в силу того, что нет средств на проведение капитального ремонта. Инвестиционной составляющей практически нет, потому что бюджетов развития, кроме крупных городов, в России нет.
Мы говорим о комплексном развитии городов, о необходимости, чтобы строили детские сады и школы, этого тоже нет. Сейчас мы говорим уже о тех социальных инициативах, которые выдвинул Президент Российской Федерации, и начинаешь задумываться - а деньги-то где? Вот, когда прочитаешь все это дело, начинаешь искать в бюджете, а где эти деньги. Я пока не нашел этих денег.
Я имею в виду другое. У нас есть полномочия муниципальных образований. Мы когда разграничивали полномочия, мы неоднократно просили о том, чтобы был выполнен расчет стоимости всех тех расходных полномочий, которые возлагаются на муниципальные образования. Мы его так и не получили. И сегодня вся дискуссия: много денег, мало денег, она какая-то бессмысленная. Мы попросили сделать методику расчетов этих расходных полномочий, мы ее тоже не получили, этой методики.
Если говорить о перспективах 2006 года, мы видим, 30 процентов у нас собственные доходы примерно составят, 10 - неналоговые, 60 процентов составят дотации, субвенции и субсидии. При этом здесь же в этом документе приложена таблица, в которой говорится о том, что дефицит местных бюджетов увеличивается с 32 миллиардов до 45 миллиардов рублей. Но с учетом этого дефицита, здесь еще нет таких расходов, которые несут фактически муниципальные образования. У нас есть кредиторская задолженность в размере 335 миллиардов рублей только по жилищно-коммунальному хозяйству, из них бюджетные составляют 80 миллиардов, они тоже сюда не вошли. В этих расчетах не приняты расходы по исполнению установленных полномочий, в частности это связано с дорожным строительством, это связано с обеспечением малоимущих граждан жильем. И здесь нет расходов, связанных с осуществлением дополнительных полномочий, тех полномочий, которые были определены законами уже в 2004-2005 гг. И, естественно, что все это очень сильно настораживает в той части, насколько можно исполнить на местах установленные полномочия. Если посмотреть этот объем, который сегодня прописан здесь в проекте, и структуру расходов муниципальных образований, здесь выведены и доли, и так далее, понятно одно, что это бюджеты, обеспечивающие текущие расходы. У нас получается странная картина, разграничили полномочия, потом эти полномочия мы закрепили законодательно, после этого начался процесс принятия решений о том, чтобы дополнительными полномочиями наделить регионы, наделить муниципалитеты. То есть пошла децентрализация. Это нашими федеральными законами принято. А Бюджетный и Налоговый кодекс говорит опять не о децентрализации средств, он говорит о централизации средств. И эти средства действительно централизованы. И получается вот такое соотношение, о котором мы сейчас с вами говорим.
Естественно, хочется спросить, кто будет отвечать за выполнение тех или иных полномочий. Вот товарищ прокурор придет опять к мэру и скажет: "Ну что-то там не топишь, давай сюда". В детских садах ребята без питания остаются.
А почему вы задрали стоимость обслуживания в детских садах? А уже есть пример, когда вследствие неурегулированности этой нормы не дают право муниципалитетам повышать уровень оплаты в детских дошкольных учреждениях. Это тоже будет проблемой. Не только у нас жилищно-коммунальное хозяйство, но и детские сады тоже могут стать проблемой уже в 2006 году. Мне кажется, что сейчас, когда мы говорим о развитии межбюджетных отношений, надо принять во внимание то, что утвержденная правительством программа бюджетного федерализма в этом году заканчивается. Видимо надо делать новую программу. Надо, видимо, ее делать на тех понятных принципах, на которых должно основываться формирование бюджета и расходных полномочий.
По этому поводу мы с вами провели уже массу обсуждений. У нас есть рекомендации на уровне и конференций, и парламентских слушаний, и так далее. Мне кажется, что и кое-что из этого следовало бы повторить. Владимир Семенович, вы большую работу провели со своим комитетом. И вот те рекомендации парламентских слушаний, которые были в мае, мне думается, что их надо бы отразить и сегодня в рекомендациях. Это касается и увеличения на 10% еще налога на доходы с физических лиц. Поэтому поводу вас поддержали, насколько я знаю, не только здесь и на выездных семинарах, и в Новосибирске, и в Ставрополе и в других городах, где вы были. Я думаю, что там ваши заключения и рекомендации, составленные с учетом мнений муниципалов и представителей исполнительных органов субъектов Федерации, способствовали бы стабилизации положения на местах, и обеспечивали бы исполнение возложенных на муниципальные образования полномочий.