АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
11. Леонтьев Г.К., член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.
О разработке новой концепции межбюджетных отношений.
У меня тут тема заявлена очень смело - "О разработке новой концепции межбюджетных отношений". И действительно это имеет место быть. Группа депутатов Государственной Думы обратилась к руководству фракции "Единая Россия", чтобы выйти с обращением к Правительству Российской Федерации откорректировать, а, по сути, изменить концепцию межбюджетных отношений. Мы предлагаем признать, что это была стратегическая ошибка, когда мы в принципе закладывали реформу всех федеративных отношений. Два момента, по которым, мы считаем, незамедлительно требуется откорректировать систему межбюджетных отношений.
Первое. Мы считаем, что существующая система межбюджетных отношений затрудняет реализацию принципа равенства конституционных прав граждан на всей территории Российской Федерации. Она не способствует заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не согласуется с провозглашенным Конституцией РФ определением Российской Федерации как федеративного, социального и правового государства.
Кратко постараюсь пояснить, в чем суть.
Вот все сегодня говорят и признают, что у нас не сбалансированные бюджеты всех уровней. А когда мы затевали эту реформу и когда правительство нам ставило как бы конкретные задачи, в чем суть этой реформы, то она состояла из следующего.
Четко разграничить полномочия, чтобы было понятно, какой уровень власти за что отвечает. Дальше, под эти полномочия определить доходные источники, сбалансировать, поднять качество тех услуг, которые предоставляет тот или иной уровень власти, тем самым начать борьбу с бедностью, начать повышать качество жизни начать повышать. В конце концов, гарантии наших граждан. И вот как оказалось сегодня, и многие уже в этом признаются, что в принципе, когда мы рассматривали вариант, то есть по какому сценарию это делать, то есть сначала поделить, а потом искать источники либо одновременно решать. И часть депутатов настаивала на том, чтобы рассматривать вопрос в пакете сразу: бюджетное, налоговое законодательство, В том числе, забегая вперед, он одновременно голосовался со 131 -м законом, закон о минимальных социальных стандартах. Сегодня стало понятно, и надо честно сказать, что полномочия разграничили, замминистра сам признается, а денег под них нет. Тогда спрашивается, зачем мы избираем все эти уровни власти? Мы же их посмотрели, я не хочу обидеть ни Ставрополье, ни Новосибирск, мы видели вновь избранные структуры власти, которые ходят и говорят: "Зачем нас избрали? У нас денег нет, и чем мы будем заниматься?". Мы говорим: "Да, надо сбалансировать". Я удивляюсь Ярославлю, я съезжу, посмотрю, как они сбалансировали. Кто скажет, когда наступает эта сбалансированность? Кто сегодня пройдет грань между платным и бесплатным, между достаточным и недостаточным, когда мы в принципе не определили идеологию тех социальных услуг, прежде всего конституционных, которые мы передали на муниципальный уровень, объему и качеству этой услуги. Можно сказать, да, мы эту услугу оказываем, но в каком объеме и в каком качестве? Мы сбалансировали свои бюджеты, школы не ремонтируем, ни текущий, ни капитальный ремонты не проводим. Допустим, выплачиваем заработную плату и на содержание минимально школы имеем. И все. Это сбалансировано или нет? Через 15 лет школа приходит в полную негодность, и все начинаем искать, с федерального уровня начинаем, со "Скорой помощи", дальше предлагается, что будем строить школы и так далее. Это же не разграничение полномочий со сбалансированностью бюджетов.
Что мы предлагаем? В чем заключается суть идеологи? Она не нова. Была статья 65 в Бюджетном кодексе, если кто-то помнит, до внесения изменений. Там просто предполагалась единая идеология обсчетов всех расходных полномочий. Говорить сегодня о сбалансированности бюджетов, не считая расходов, не корректно. И, прежде всего, расходы по конституционным обязательствам. Поэтому мы предлагаем принять закон о минимальных социальных стандартах. То есть вот то, что Татарстан сегодня предлагал, да, они должны быть прозрачными, да, нужно человеку понять, что ему гарантировано в области бесплатной медицины, образования и так далее, он будет понимать, что ему ожидать от власти и в каком объеме.
Дальше. По этим стандартам считается база. Поскольку сейчас разбалан-сированность базы произошла после того, как произошло изменение налогового законодательства, особенно у нас тарифная политика скачет непонятно, в какую сторону, и плюс мы мандаты передавали с одного уровня на другой. Сейчас чтобы определить минимальную базу, нужен критерий для того, чтобы обсчитать, какой же минимум нужен средств для того, чтобы финансировать этот закрепленные за ними расходные обязательства.
Дальше. На долгосрочной основе закрепляем доходные источники, желательно малый и средний бизнес, перевести все налоги в разряд местных налогов. И дальше уже каждая территория, в зависимости от того, как она работает над своей налоговой базой, так она и живет. Но минимум какой-то, особенно по конституционным обязательствам должен соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Это конституционные права граждан.
Мы предлагаем также ввести в ранг обязательных это составление программ, то есть ввести так называемое индикативное планирование, и причем законодательно закрепить наличие программы муниципальному образованию, как дотационной территории, так и территории-донору, является обязательным элементом межбюджетных отношений. Именно тогда будет понятно, как эта территория будет прогрессировать в ближайшие 2-3 года, именно тогда будет понятен интерес, появится интерес не только у властей, но и у самой территории в развитии. Тогда мы поднимем потенциал нашего населения. И я думаю, это не замедлит повлиять на темпы нашего экономического роста.