Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


12. РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему: "О финансовом обеспечении местного
самоуправления в условиях проведения реформы федеративных
отношений и местного самоуправления и основных направлениях
 

совершенствования межбюджетных отношений"

г.Москва                                              20 октября  2005 года

    Участники "круглого стола" отмечают, что практика реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) показала необходимость уточнения, развития и совершенствования отдельных его положений с целью более точного учета природно-географических и социально-экономических условий, а главное -финансовых возможностей различных регионов Российской Федерации.
    Недостаточное финансирование муниципальных образований и несовершенство межбюджетных отношений не позволяют эффективно проводить реформу местного самоуправления.
    По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2005 года в целом по стране финансовая помощь составила в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации около 12 процентов, а в доходах местных бюджетов - 40 процентов. В 2006 году после введения в действие изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, налоговые доходы местных бюджетов по ориентировочным расчетам будут составлять не более 30 процентов от совокупных доходов местных бюджетов (финансовая помощь - 60 процентов, неналоговые доходы - 10 процентов).
    Согласно положениям Федерального закона в переходный период законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. В этом случае доходы и расходы указанных поселений предусматриваются в качестве составной части бюджета
муниципального района либо указанными поселениями самостоятельно формируется собственный бюджет, в который поступают доходы, соответствующие расходным обязательствам вновь образованных поселений по решению вопросов местного значения.
    При этом закон субъекта Российской Федерации может предусматривать один из четырех вариантов определения порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в зависимости от состояния налоговой базы, наличия кадровых, организационных и материальных ресурсов у данных поселений: сохранение всех вопросов местного значения вновь образованных поселений, установление единого ограниченного перечня вопросов местного значения для всех вновь образованных поселений, закрепление различных перечней вопросов местного значения за вновь образованными поселениями, сохранение одного вопроса местного значения (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселений) за всеми вновь образованными поселениями данного субъекта Российской Федерации.
    Данные изменения в законодательстве требуют корректировки межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации на переходный период. В частности, указанные изменения предусматривают перечисление налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты вновь образованных поселений с ограниченным перечнем вопросов местного значения, и дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений в бюджет муниципального района, в состав которого входят указанное поселения, а также передача налоговых полномочий представительных органов указанных поселений по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц представительному органу муниципального района.
    В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Министерством финансов Российской Федерации разработаны и доведены до субъектов Российской Федерации модельные нормативные правовые акты по вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса в муниципальных образованиях, об установлении местных налоговых и неналоговых доходов, об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога и другие.
    Вместе с тем, в настоящее время законодательное обеспечение бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации идет медленными темпами.
    Количество муниципальных образований, в которых приняты положения о бюджетном процессе, составляет 15 процентов от их общей численности, а количество муниципальных образований, в которых приняты решения об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога, составляет соответственно 21 и 22 процента.
    Важнейшее значение для развития муниципальных образований имеет утверждение правовых основ муниципальной статистики и порядка предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований. В этих целях готовится постановление Правительства Российской Федерации " О порядке предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований". Кроме того, завершается согласование проекта Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).
    Участники семинара-совещания решили:
    Одобрить предложения по совершенствованию федерального законодательства в области межбюджетных отношений, высказанные участниками круглого стола, особо отметив важность предложений, которые предусматривают:
    - обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, установленных федеральным законодательством, в соответствии с возрастающим объемом расходных обязательств муниципальных образований в результате расширения перечня вопросов местного значения;
    - установление порядка зачисления доходов от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты по месту жительства налогоплательщиков;
    - утверждение федеральным законом методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Федерального фонда компенсаций с внесением соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также утверждение Законом субъекта Российской Федерации методики распределения средств региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов);
    - внесение дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части введения новых форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых в виде субвенций из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов и из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений, в случае заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений о передаче осуществления части своих полномочий в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона, а также установления порядка использования данных субвенций;
    - предоставление субъектам Российской Федерации права в переходный период при распределении дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений использовать не только принцип подушевого бюджетного выравнивания, но и принцип бюджетной обеспеченности, поскольку большинство поселений дотационны и использование данного принципа могло бы повысить эффективность межбюджетного выравнивания.
    
     Участники круглого стола рекомендуют:
    1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
    1.1. В возможно короткие сроки доработать и принять проекты федеральных законов:
    - "О внесении изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 года 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого Государственной Думой в первом чтении;
    - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (о дополнении вопросов местного значения муниципальных образований и закреплении за ними соответствующего имущества), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
    - о внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение главы 32 "Налог на недвижимое имущество" (введение местного налога на недвижимость).
    1.2. Рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон от  6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации изменений, предусматривающих:
    увеличение с 30 до 40 процентов доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
    отнесение транспортного налога к местным налогам, налоговые доходы от которого подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов;
    обеспечение компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов местных и региональных бюджетов в случае предоставления федеральным законодательством льгот по местным и региональным налогам и сборам;
    сокращение перечня налогоплательщиков из числа юридических лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении используемых ими земельных участков;
    освобождение от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества в муниципальную или государственную собственность при реализации положений Федерального закона.
    1.3. Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2006 год средства (в составе дотаций на обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов), компенсирующие расходы региональных и местных бюджетов на:
    проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
    компенсацию затрат муниципальных образований, связанных с инвентаризацией и регистрацией земельных участков и иного муниципального имущества;
    проведение мероприятий по повышению заработной платы работников муниципальных бюджетных организаций.
    Кроме того, в проекте федерального бюджета на 2006 год необходимо увеличить расходы на финансирование городов-наукоградов в связи с подготовкой постановлений Правительства Российской Федерации о присвоении статуса наукограда городам Бийск и Пущине.
    2. Правительству Российской Федерации:
    ускорить подготовку постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований", а также согласование проекта Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО);
    принять меры по формированию общероссийского кодификатора административно- территориальных образований (ОКАТО) в целях подготовки Федеральной налоговой службой Российской Федерации информации о налоговой базе муниципальных образований.
    определить порядок составления налоговой отчетности, а также порядок взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов и предоставления налоговыми органами информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований;
    ускорить разработку нового классификатора автомобильных дорог;
    определить приоритеты в отношении установления минимальных государственных социальных стандартов;
    ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности;
    осуществить перерасчет расходных обязательств муниципальных образований на решение вопросов местного значения, в том числе дополнительно закрепленных за поселениями, муниципальными районами (городскими округами) на основе методик, учитывающих реальные потребности муниципалитетов в финансировании каждого из полномочий органов местного самоуправления;
    разработать законодательные акты по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества, включая земельные участки;
    усовершенствовать методики предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях увеличения в составе финансовой помощи доли средств, направляемых на капитальные расходы региональных и местных бюджетов и наращивание инвестиционного потенциала территорий.
    3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    1) принять законы субъекта Российской Федерации, регулирующие межбюджетные отношения в субъекте Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливающего переходный период;
    2) оказать методическую и организационную помощь:
    - в подготовке и принятии представительными органами муниципальных районов нормативных правовых актов в целях обеспечения исполнения закона субъекта Российской Федерации об особенностях реализации Федерального закона в переходный период;
    - в подготовке и принятии представительными органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов нормативных правовых актов об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц и земельного налога;
    - по формированию и исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований местных бюджетов на 2006 год.
    Направить настоящие рекомендации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в "Российскую газету", "Парламентскую газету" и газету "Местное самоуправление" для опубликования.