АВ 2004г. Выпуск 20 Часть2 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
государств - участников Содружества Независимых Государств
управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников Содружества Независимых Государств
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес.
В 1993-1995 г.г. членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова.
В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.
В мае 1995 году главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее, которая вступила в силу с 16 января 1996 года. В соответствии с этой Конвенцией Межпарламентская Ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов Содружества Независимых Государств.
Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Совет МПА, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Несколько раз в год Совет собирается на свои заседания для обсуждения актуальных проблем Содружества, рассматривает вопросы, связанные с подготовкой и проведением пленарных заседаний Ассамблеи, международных научно-практических конференций и семинаров, координирует миротворческую деятельность парламентариев.
Председателем Совета МПА является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов.
МПА СНГ проводит свои заседания два раза в год. В них принимают участие парламентские делегации, возглавляемые руководителями национальных парламентов, представители уставных и отраслевых органов СНГ, наблюдатели от международных и общественных организаций. За 1992-2004 г.г. было проведено двадцать три пленарных заседания.
Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные с гармонизацией и сближением законодательств государств СНГ. Эта работа получает свое воплощение в принимаемых МПА модельных законодательных актах, рекомендациях и других документах, при создании которых учитывается опыт парламентов стран СНГ и международных парламентских организаций.
За годы деятельности Ассамблеи принято более 220 таких документов (модельных законов - 163, рекомендаций - 14, заявлений, обращений, конвенций - 44),обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств. Среди принятых документов такие, как Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Налоговый модельные кодексы.
При этом постоянное внимание Ассамблея уделяет согласованной ратификации многосторонних договоров, заключенных в рамках СНГ. Решения МПА СНГ и ее органов принимаются на основе консенсуса.
Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств.
Парламентам для использования в национальном законотворческом процессе направлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и гарантиях граждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защите гражданских лиц, прав военнопленных, защите детства.
Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки и научно-технической деятельности.
Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Ассамблея обратилась в международные организации, правительства и парламенты государств СНГ с предложением принять Конвенцию о коллективной экологической безопасности.
Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества, немало делается в области правового обеспечения борьбы с международным терроризмом.
Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли. Переходу государств СНГ к работе в рыночных условиях способствовал ряд принятых МПА модельных законов, в частности, закон Об электронной цифровой подписи .
В целях дальнейшего развития процесса демократизации избирательного процесса в странах Содружества Постоянной комиссией МПА СНГ по правовым вопросам совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации был подготовлен и в основном одобрен на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ проект Положения о Межгосударственном избирательном Совете Содружества Независимых Государств.
На заседаниях комиссии, а также пленарном заседании МПА СНГ обсуждался ход ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах СНГ. Эта конвенция, представленная Межпарламентской Ассамблеей на рассмотрение Совета глав государств СНГ, была подписана президентами семи государств Содружества. Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан уже ратифицировали этот документ. Ожидается в ближайшее время присоединение к Конвенции Азербайджанской Республики.
Высокий уровень подготовки названного документа, а также огромную позитивную роль Конвенции в развитии политических институтов и законодательной базы стран Содружества признали многие международные организации, в том числе ОБСЕ и Совет Европы.
Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в "горячих точках" стран Содружества, разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.
В прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на содействие ООН, ОБСЕ, Совету глав государств-членов СНГ в разрешении региональных конфликтов, укреплении мира и безопасности в Нагорном Карабахе и других горячих точках , а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии по урегулированию конфликтов.
Вопросами аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности Ассамблеи, Совета и постоянных комиссий занимается административный орган Совета - Секретариат Совета МПА, работающий в тесном взаимодействии с уставными и отраслевыми интеграционными органами, а также с Исполнительным комитетом СНГ, с которым заключено долговременное соглашение о сотрудничестве.
Руководит деятельностью Секретариата Генеральный секретарь Совета МПА - руководитель Секретариата Совета МПА М.И. Кротов.
Заместителями Генерального секретаря Совета МПА являются представители парламентов государств, входящих в Ассамблею.
Кроме того, Генеральный секретарь Совета МПА как руководитель Секретариата имеет трех заместителей.
В структуру Секретариата входят:
Главное экспертно-аналитическое управление;
Управление межпарламентского сотрудничества;
Управление документационного обеспечения;
Управление по работе с персоналом;
Управление по связям с общественностью;
Хозяйственное управление;
Финансовое управление;
Пресс-центр;
Редакционно-издательский отдел.
Печатными органами МПА являются "Информационный бюллетень" (на русском и английском языках), в котором публикуются официальные документы Ассамблеи, Совета МПА и международный журнал "Вестник Межпарламентской Ассамблеи".
В журнале печатаются материалы, связанные с деятельностью МПА, национальных парламентов, доклады, выступления, итоговые документы проведенных международных конференций, семинаров, статьи по вопросам истории парламентаризма, использования опыта зарубежного законотворчества, комментарии к законодательным актам государств участников СНГ и т.д.
Ведущим подразделением Секретариата, в котором работают более 50 процентов докторов и кандидатов наук, является Главное экспертно-аналитическое управление, обеспечивающее аналитическую, правовую и информационную поддержку законотворческой работы постоянных комиссий Ассамблеи.
В состав Главного управления входят группа советников - секретарей постоянных комиссий, отдел анализа законодательства стран СНГ, отдел информационных ресурсов, технологий и локальной вычислительной сети, в котором с 1993 года формируется и поддерживается в актуальном состоянии централизованный фонд законодательных актов государств, являющихся членами Ассамблеи. Фонд активно используется при разработке модельных законов комиссиями МПА, а также национальными парламентами.
В целях оперативного выполнения многочисленных запросов пользователей создана метабаза законодательных актов, которая не содержит текстов документов, но позволяет за одну операцию выполнить тематическую заявку на поиск запрашиваемых актов одновременно по всем государствам, законодательство которых представлено в метабазе, с последующим представлением твердых или электронных копий документов.
Основной проблемой пополнения фонда правовой информации является фактическое прекращение поступлений официальных текстов законодательных актов (на русском языке) из Азербайджанской Республики (с сентября 1995 года), Республики Армении (с декабря 1998 года), Грузии (с ноября 1995 года).
В настоящее время законодательные акты Азербайджанской Республики копируются из бесплатных русскоязычных правовых сайтов, имеющихся в Интернете, но не обладающих официальным правовым статусом.
Подобных сайтов Республики Армения и Грузии в Интернете нет.
С большим опозданием поступают в Секретариат ведомости парламента Таджикистана. Последний поступивший номер ведомостей содержит законодательные акты за май 2002 года.
Учитывая, что свыше 30 процентов издаваемых законодательных актов составляют акты, вносящие изменения и дополнения в ранее принятые законы, имеющиеся в централизованном фонде законодательные акты Республики Армения и Грузии нельзя использовать в модельном законотворческом процессе из-за их неактуального состояния.
Другой важнейшей задачей информационного обеспечения МПА является совершенствование процессов сбора, обработки и обмена данными в подразделениях Секретариата на базе развития и расширения услуг, предоставляемых локальной вычислительной сетью, сданной в эксплуатацию в 2001 году.
В настоящее время пользователями сети являются более 100 сотрудников Секретариата, получивших возможность работать и обмениваться информацией в режиме Интернет/Интранет технологии, из них 80 имеют непосредственный выход в Интернет.
В общедоступном режиме на сетевом сервере располагаются метабаза, БД Документ СНГ , Кодекс и Статистика СНГ . В случае необходимости (во время проведения мероприятий МПА) ресурс ЛВС позволяет подключать не менее 30 дополнительных рабочих мест.
Сеть располагает почтовым Интернет-сервером и виртуальным Web-сервером, работающими по выделенному оптоволоконному каналу, наличие которого дает возможность, кроме того, прямой трансляции в Интернет мероприятий, проходящих в Таврическом дворце.
На виртуальном WEB-сервере располагаются сайты МПА и Петербургского международного экономического форума.