АВ 2004г. Выпуск 20 Часть2 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
аналитического управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Обозначу в рамках отведенного времени лишь некоторые, на мой взгляд, наиболее существенные моменты, связанные с практикой аналитического обеспечения парламентской деятельности в зарубежных странах.
Первое. О структуре и месте аналитических служб в аппаратах парламентов. Здесь особо отмечу значимый и самостоятельный статус аналитических подразделений в структуре аппаратов. Несколько примеров.
Исследовательская служба Конгресса США - подразделение, включающее пять управлений, шесть отделов. Работают 700 сотрудников, из которых 400 выполняют аналитические экспертные функции.
Специальное управление научных служб в Аппарате Германского Бундестага включает 12 аналитических отделов (60-70 чел.).
Самостоятельное Управление аналитических исследований существует в Аппарате Палаты общин Парламента Канады. Кроме того, специальный отдел анализа эффективности работы Аппарата есть и в составе Управления планирования и оценки работы Аппарата.
В Аппаратах Национального Собрания Парламента Франции, Конгресса депутатов Генеральных Кортесов Испании аналитические функции также выполняют самостоятельные службы исследований и документации, в состав которых входят, как видно из их названий, и иные подразделения.
Парламентская исследовательская служба действует в Национальном совете Парламента Австрии, Бюро анализов и экспертизы - в польском Сейме, специальный Центр парламентских исследований и документации - в Европарламенте.
Второе. Существует четкое разграничение функций между аналитическими подразделениями, которые выполняют:
собственно исследовательские и аналитические функции;
информационно-справочные функции;
организационно-технические и вспомогательные функции.
Третье. Материалы, связанные с законопроектной работой депутатов и в целом с законодательной деятельностью, составляют лишь незначительную часть от общего числа разрабатываемых для депутатов материалов.
Эти материалы готовятся аналитическими службами для того, чтобы депутаты могли наиболее эффективно работать с избирателями, адекватно отражать их интересы, выполнять поручения и наказы, имея в виду, что парламенты так называемых развитых стран выполняют в первую очередь представительскую функцию, так как законодательная база в этих государствах в основном сформирована.
Так, каждому новому конгрессмену Исследовательской службой Конгресса США готовится и передается пакет информационно-справочных и аналитических материалов не только общего характера, но и подготовленных специально с учетом приоритетности и значимости проблем, имеющихся в округе, от которого избран член Палаты представителей. Например, если округ расположен в местности с наличием угледобывающих шахт, конгрессмену передаются материалы, содержащие, в том числе, полезные для него сведения о легочных заболеваниях, имеющейся практике их учета, лечения и т.п.
Аналитические материалы готовятся для того, чтобы депутаты могли объективно и квалифицированно оценивать, обсуждать и решать общественно-политические, экономические, социальные и иные проблемы, которые существуют и возникают как на федеральном, так и на местном уровне, то есть, чтобы депутаты могли выигрышно для парламента позиционировать себя в качестве авторитетных политиков внутри страны и вне ее.
Важное значение придается аналитической поддержке депутатов в проведении личной законотворческой работы: когда они являются инициаторами внесения законопроектов и при обсуждении законопроектов, вносимых иными субъектами законодательных инициатив.
Так, руководство Исследовательской службы Конгресса США до начала каждой сессии согласовывает с руководителями аппаратов всех парламентских комитетов планы своей работы с учетом содержания сессионной программы законодательной деятельности Палаты представителей.
Четвертое. Наиболее востребованными депутатами, таким образом, являются по степени значимости оказываемые им следующие виды и результаты аналитических услуг:
анализ общественно-политических проблем;
статистический и экономический анализ;
оценки слабых и сильных сторон политических действий, имеющий широкий резонанс в стране - прежде всего представителей органов исполнительной власти;
формирование профессиональных мнений, объяснений, интерпретация проблем;
сравнительный анализ существующей нормативно-правовой базы.
Пятое. Ответы на запросы депутатов осуществляются преимущественно в так называемых "малых формах". Большие аналитические доклады, отчеты, записки составляют все меньший объем при выполнении заявок депутатов. Если десять лет назад, например, Управление аналитических исследований Аппарата Палаты общин Парламента Канады тридцать восемь процентов всех материалов готовила по длинному, то есть пространному, варианту, то сегодня такие материалы составляют всего двадцать процентов, а предпочтение отдается малым формам, а именно:
коротким и конкретным справкам и запискам;
телефонным разговорам с депутатами;
проведению индивидуальных консультаций;
брифингам для одного или группы депутатов.
Шестое. Здесь реагирую на прозвучавшие в ходе нашего обсуждения и оставленные без окончательного ответа вопросы, может ли аналитика быть объективной.
Итак, как у них за рубежом? Как правило, депутатам представляются лаконичные, объемом не более трех страниц справки, содержащие объективные, точные, беспристрастные и политически нейтральные оценки содержания законопроектов и иных проблем в материалах, подготовленных по интересующей депутатов тематике. Причем особое значение придается отсутствию эмоциональных оценок, проявлению сдержанности при изложении текста. Более того, аналитикам даже рекомендуется не употреблять прилагательные, чтобы они не были расценены так или иначе как акценты.
Седьмое. При приеме и исполнении заявок действует принцип "первым пришел - первым обслужили", что на практике означает одинаковое отношение к запросам всех депутатов вне зависимости от их фракционной принадлежности и статуса в иерархии парламента.
Восьмое. Заявки, с которыми обращаются депутаты к аналитикам и работникам информационных служб, весьма разнообразные. Вопросы формулируются порой весьма неожиданные. Приведу несколько примеров, чтобы несколько оживить обсуждение. Например, Роберт Клеменс, директор справочно-библиографической службы Библиотеки Палаты общин Парламента Великобритании, рассказал во время проведения совместного с британскими коллегами семинара о вопросах, которые задавались в письменной форме работникам аналитической службы, на которые последние должны были подготовить ответы: "Сколько пистолетов имеется в Великобритании, Японии и Швейцарии? Сколько проживает в Великобритании рыжеволосых? Сколько американцев полагают, что они были похищены инопланетянами?". Или вопросы, которые требовали оперативного реагирования: "Я через десять минут выступаю по радио, скорее скажите, каков уровень инфляции в Великобритании, Франции и Германии?". Или: "Насколько снизился уровень безработицы в моем регионе за последние два года?" и т.д.
Несмотря на такую пытливость парламентариев, наши британские коллеги находят способы выхода из таких ситуаций, потому что по опросам более 95 процентов парламентариев оценивают их работу как хорошую и очень хорошую.
Девятое. Проводимый регулярно мониторинг предпочтений депутатов показывает, что депутаты оценивают значительно более благожелательно те материалы, которые подготовили не внешние эксперты, нанимаемые за приличные деньги, а именно свои штатные специалисты: они дают материалы, сжатые с учетом специфики депутатской деятельности, знают, что нужно депутатам, понимают, что они читают эти материалы наспех, как правило, в такси или ином авто перед пленарным заседанием и непосредственно на пленарном заседании.
Суть проблемы должна быть изложена простым, доступным языком, тем более что парламентарии как представители народа имеют разный уровень профессиональной подготовки.
Десятое. Все материалы, которые подготовлены для депутатов и комитетов, строго конфиденциальны и не могут быть распространены без согласия заказчика.
Более того, даже существуют инструкции (циркуляры) по соблюдению работниками аналитических служб строжайшей конфиденциальности, содержащие указания, как себя вести, если кто-то настойчиво пытается узнать, что за материалы подготовили для такого-то депутата. В крайнем случае вмешивается начальник отдела, который проводит беседу с депутатом, желающим узнать, что подготовил его коллега.
Одиннадцатое. Если запрос нуждается в специальной экспертной оценке, то нанимается внешний эксперт, но, как правило, стараются обходиться без них. Хотя если нужна информация, которая имеется в каких-то частных фирмах, на промышленных предприятиях, делаются специальные запросы, заключается договор и совместно с сотрудниками аналитической службы необходимая работа проводится.
Двенадцатое. Обязательно материалы должны предоставляться таким образом, чтобы депутат мог отреагировать потом в процессе так называемой обратной связи. Существует специальная письменная форма, в которой заказчику, то есть депутату, предлагается ответить, удовлетворен ли он качеством исполненного запроса, имеет ли пожелания и предложения по уровню его обслуживания.
После исполнения аналитической службой заявки депутат выдает курьеру квитанцию, подтверждающую доставку ему аналитического отчета или записки, и направляет оценочную форму выполнившему заявку сотруднику, а также его непосредственному начальнику (начальнику отдела) и директору всей аналитической службы. Потом все эти отзывы систематизируются и используются при оценочной аттестации сотрудников в процессе ежемесячных и ежегодных собеседований и при проведении аттестации аналогичной той, которая проводится и у нас.
Тринадцатое в моем сообщении, но далеко не последнее в понимании зарубежными коллегами сути аналитической деятельности.
Доминирует следующая точка зрения: да, насыщение аппаратов органов государственной власти, включая парламенты, электронной техникой - явление позитивное, но при этом всегда стоит помнить, что компьютер и другая электронная техника всего лишь средства, облегчающие накопление и обработку информации, анализ которой позволяет приводить разрозненные сведения в логически обоснованную систему зависимостей, позволяющих давать правильную оценку фактам, определять тенденции, строить предположения, делать прогнозы, формулировать выводы.
Поэтому при формировании и обновлении кадрового состава аналитических служб особое значение придается тщательному отбору кандидатов, например, с учетом образовательного уровня. Здесь диапазон специальностей весьма широк. Среди аналитиков Аппарата Палаты общин Парламента Канады каждый имеет квалификацию магистра или несколько магистерских степеней, а также докторские степени не только по истории, экономике, политологии, праву, социологии и философии, что характерно по профилю частично и для наших специалистов, но и по бухгалтерскому учету, неорганической химии, микробиологии, геоморфологии и иным специфическим отраслям научного знания.
Среди аналитиков Исследовательской службы Конгресса США в числе прочих - арбитры по труду, океанографы, физики, специалисты по инженерным наукам и российской ракетной технике.
Кроме того, считается само собой разумеющимся, что аналитика требует особого склада ума, специфических навыков анализа. Не случайно при конкурсном отборе кандидатов на работу в аналитические службы учитываются, помимо образования, такие качества как коммуникабельность, способность работать в политической среде и интуиция.
И последнее. На нашем семинаре-совещании вновь была выражена озабоченность ввиду сложностей, возникающих в связи с необходимостью перевода иностранных законов и иных представляющих для аналитиков интерес материалов. В западных парламентах важность решения проблемы понимают.
В Аппарате Бундестага, например, существует осуществляющее переводы специальное подразделение, в состав которого входят руководитель этого подразделения, руководитель группы переводчиков, редактор, главный переводчик, переводчики, помощники письменных переводчиков. Каждый из них должен углубленно, естественно, кроме немецкого, знать два европейских языка и иметь конкретную специальность по образованию: по экономике, праву, финансам и так далее.
Таковы основные характеристики форм и содержания аналитического обеспечения парламентской деятельности за рубежом.