Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 15 Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт


Понятие, разновидности и классификация религиозного экстремизма
 

     
     Основной целью религиозного экстремизма является признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.
     Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом,  суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".
     
     Крайней, агрессивной частью политизированного ислама многие западные и российские ученые называют исламизм (радикальный ислам, или исламский радикализм) - самостоятельный социально-политический феномен, не отождествляемый с Исламом - религией мира, терпимости, милосердия, открытой для всех людей независимо от их расы или этнической принадлежности.
     Исламский радикализм как идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика, реализуется в деятельности различного рода исламских организаций, образующих в своей совокупности радикальное исламское движение.
     В научной литературе выделяют его наиболее характерные черты:
     непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к его замене исламским, устроенным по шариату;
     недопустимость раздельного существования религии и государства;
     отрицание единства глобальной цивилизации наряду с противопоставлением исламской зоны остальному миру;
     нетерпимость к международному праву, отрицание таких его ключевых положений, как территориальная целостность и незыблемость государственных границ;
     опора на методы дестабилизации ради достижения своих целей;
     готовность союзничать с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом.
     
     После второй мировой войны с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта значительное распространение в мусульманских странах получил ваххабизм, превратившийся в оплот международного терроризма и экстремизма. Для поддержания ваххабизма и распространения идей этого учения  расходуются миллиардные суммы, построены мечети, центры СМИ, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть, деятельности которых охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским, а потом и над всем миром.
     Квинтэссенция идеологии и политических устремлений ваххабизма - это установление исламского теократического государства, объединение полиэтнического мусульманского Северного Кавказа на основе "чистого ислама", т.е. ислама вненационального, избавленного от влияния горского обычного права (адатов), национальных традиций, пережитков политеизма и этнопатриархального менталитета.
     
     В научных исследованиях называют следующие важнейшие предпосылки распространения исламской экстремистской идеологии и террористической практики:
    возникновение организаций, оппозиционных колониальным властям, прибегавших к методам террора (например, создание в 1928 г. в Египте первой современной фундаменталистской организации "Братья-мусульмане");
    изменение в ходе колонизации исторически сложившихся границ между странами региона (в результате территориальные претензии в настоящее время предъявляются Саудовской Аравией - к Кувейту и Йемену, Сирией - к Турции, Ираком - к Кувейту и Ирану и т.д.);
          арабо-израильские войны и проблема ближневосточного урегулирования;
          усиление, начиная с 20-х годов XX века, экспансии США на Ближнем Среднем Востоке;
          создание в Иране исламского теократического государства, что стимулировало возникновение массовых религиозно-политических вооруженных группировок в Кувейте, ОАЭ, Ливане, Египте и Судане, в зоне палестинской автономии, а также значительно расширило финансовую и организационную базу исламского экстремизма;
          проникновение исламизма во всех его формах в западные страны и в США, что было связано с либеральной политикой, позволяющей экстремистам из стран Ближнего и Среднего Востока населять эти страны по каналам иммиграции,  получения политического убежища с целью организации за рубежом эффективных террористических структур для последующего их использования и т.д.
    
     В числе факторов, оказавших наиболее существенное влияние на рост числа экстремистских групп и активизацию деятельности группировок радикального исламского движения в современном мире, исследователи  называют:
    растущие экономические трудности в исламской зоне мирового сообщества  в сочетании с обострением социально-экономического положения, обнищанием и бесправием большинства населения, безработицей на фоне коррупции правящих элит и госаппарата, роста преступности, создающих благодатную почву для действия исламских группировок, стремящихся изменить социальный и политический порядок;
    отсутствие в мусульманском мире альтернативы исламизму в виде влиятельных демократических оппозиционных движений;
     покровительство и финансирование исламистских группировок отдельными государствами;
     углубление разрыва между богатым Севером и бедным Югом, неспособность вырваться из пут отсталости, догнать развитый мир;
    рост глобального конфликта между социополитическими культурами ислама и мусульманского мира и США как ведущего элемента западной культуры;
    чрезмерная милитаризация регионов исламского мира;
     появление "общего врага" - Запада в результате прекращения глобального советско-американского противостояния, связанного с распадом СССР и предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока, что сопровождалось усилением влияния идей исламского экстремизма как альтернативы утратившим свою привлекательность и влияние коммунистическим идеям.
    
     В научной литературе отмечается сложность и многообразие различных форм
религиозных организаций, от умеренных до ультрарадикальных, которые не только теоретически допускают насилие, но и прибегают к нему на практике, зачастую представляя его в качестве джихада.
    Общественно-политические движения и партии исламского направления, как отмечают исследователи проблем радикального ислама, достаточно четко дифференцируются по методам их деятельности.
     С одной стороны, существуют организации благотворительные, просветительские, культурные и даже политические, которые действуют в рамках законов их стран, занимают лояльную позицию по отношению к существующей власти, считают неприемлемыми для себя любые формы насилия.
    
     Однако, имеется целый ряд объединений, которые находятся в оппозиции, часто непримиримой, к режимам в соответствующих странах. Это экстремистские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО), которые, как правило, ставят перед собой задачу либо свержения этих режимов, либо политико-государственного самоопределения мусульман, не исключая при этом использования насилия, представляемого ими в качестве джихада.
     Среди этих организаций - Братья-мусульмане в разных арабских странах, Хамас на землях Палестинской автономии, Хезболлах в Ливане, Исламская партия возрождения в Таджикистане, ваххабитские исламские джамааты на Северном Кавказе и т.д.
    
     При изучении исламских НРПО исследователи выделяют их идеологическую и политическую ориентацию.
     В идеологии практически всех НРПО просматриваются два основных направления: умеренное и экстремистское, причем первое предпочитает отмежевываться от экстремистов, демонстрирует желание сотрудничать с властями, хотя реально те и другие стремятся к реализации идеи построения исламского государства .
     При этом учитывается:
    конфессиональная (религиозно-общинная) принадлежность членов неправительственных организаций (шииты, сунниты, ваххабиты и т.д.);
     зависимость НРПО от какого-либо государства или группы государств, стремящихся путем использования терроризма оказать воздействие на правящие режимы других государств (как это имело и продолжает еще иметь место, например, с целой группой проиранских НРПО, в частности палестинской Джихад ислами , ливанской Хезболлах и т.д.);
     географические границы, в которых действует данная организация (регион или отдельно взятая страна) и т.д.
    
     Важной особенностью ряда экстремистских НРПО является наличие в них фактически двух организаций - открытой и тайной, законспирированной, что позволяет им лучше маневрировать, быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.
    
     Неправительственные исламские организации классифицируются и в зависимости от используемых или объявляемых форм и методов деятельности - насильственных или ненасильственных. Сторонников насильственных акций (экстремистов) отличает:
    высокая степень готовности к осуществлению диверсионно-террористических акций, сопровождающихся массовыми жертвами и разрушениями;
     чрезвычайный накал религиозного фанатизма членов террористических организаций, вплоть до массового участия в акциях боевиков-смертников;
     поиск экстремистскими группами контактов и путей сближения со своими единомышленниками с целью создания единой наднациональной организации в форме исламского интернационала (например, Мировой фронт джихада Усамы бен Ладена) и др.
    
     Некоторые исследователи проблем экстремизма в современном исламе представляют следующую типологию радикальных исламских групп:
     революционеры (НРПО, нацеленные на свержение существующих правительств в мусульманских государствах);
     национал-либералы (НРПО, которые, с одной стороны, стремятся к установлению исламского правления у себя в стране, а с другой - их политика направлена на борьбу с внешними силами, например, палестинские Хамас и Джихад ислами , ливанская Хезболлах и т.д.);
    реформисты (НРПО, ориентирующиеся в основном на парламентские формы работы, противники акций насилия).
    
     Наибольшую опасность для мирового сообщества представляют неправительственные исламские организации экстремистской и террористической направленности.
     В зависимости от характера и направленности деятельности, поставленных целей (политических, религиозных и т.д.) в научной литературе приводится следующая их классификация:
    международные организации, как правило, фундаменталистской направленности, выступающие под панисламистскими лозунгами, которые отличают большая численность, наличие разветвленной инфраструктуры, разнообразие форм и методов деятельности (наиболее крупная организация такого рода - ассоциация Братья-мусульмане - аль-Ихван аль-Муслимш );
    проиранские экстремистские и террористические формирования ( Джихад ислами , Хезболлах и др.);
    афганские религиозно-экстремистские организации;
    организации, в доктринально-идеологических обоснованиях которых лежат идеи этно-конфессионального синтеза ( Талибан в Афганистане, Баз Курт в Турции и т.д.);
    многочисленные экстремистские группы и отряды личной ориентации и окраски, существующие в большинстве государств исламского мира и преследующие, как правило, свои политические, национальные и иные интересы;
    подставные террористические организации, сформированные зачастую западными спецслужбами для выполнения специальных акций по физическому устранению или захвату политических деятелей, углублению противоречий между неугодными им движениями и т.д.
    
     Госдепартамент США обнародовал перечень 28 организаций, которых он официально считает террористами. К ним относятся: Организация Абу-Нидаля, Группа АБУ-Сайяфа, Вооруженная Исламская группа, Аль-Каида Усамы бен Ладена, египетские Апь-Джихад и Гама Аль-Исламия , Харакат Аль Моджахеддин из Кашмира, ХАМАС и Хезболлах, Исламское движение Узбекистана, Палестинский исламский джихад. Это также многочисленные ответвления от ООП - Фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины - Общее командование и др.
    
     Генеральная прокуратура Российской Федерации назвала  действующие на территории России террористические организации, наносящие наибольший ущерб безопасности Российской Федерации. Это: "Высший военный Маджлисуль Шура  Объединенных сил моджахедов Кавказа" (Чеченская Республика, руководитель Ш.Басаев); "Аль-Каида"(руководитель Усама бен Ладан); "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (Чеченская Республика, руководители Ш.Басаев и М.Удугов); "Асбат аль-Ансар" (Ливан); "Священная война" ("Аль-Джихад", Египет); "Исламская группа" "Аль-Гамаа аль-Исламия, Египет); "Братья -мусульмане" ("Аль-Ихван аль Муслимун", международная); Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир  аль Ислами", международная); "Лашкар-И-Тайба" (Пакистан); "Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами", Пакистан); "Движение Талибан" (Афганистан); "Исламская партия Туркестана (бывшее Исламское движение Узбекистана); "Общество социальных реформ" (Джамият ал-Ислах аль Иджтимаи", Кувейт); "Общество возрождения исламского наследия" (Джамият Ихъя ат-Тураз аль-Ислами", Кувейт); "Дом двух святынь" ("Аль -Харамейн", Саудовская Аравия).   
     
     В  научной литературе также приводится типологизация НРПО по этапам их эволюции, которые четко маркируют организации разных поколений по степени радикализации их идеологических доктрин и эскалации политической практики насилия, нацеленных на достижение исламистами власти в масштабах анклава, отдельной страны, а также на региональном или даже глобальном уровне.
     На основании предлагаемого эволюционного подхода исследователи выделяют четыре поколения (волны, этапа) в развитии неправительственных религиозно-политических организаций:
     НРПО первого поколения: первая из международных НРПО фундаменталистской направленности, наиболее авторитетная и разветвленная в исламском мире - египетская ассоциация "Братья-мусульмане (БМ),  образованная на их базе филиальная сеть в других мусульманских странах, а также организации, отпочковавшиеся от БМ, но придерживающиеся идейных установок Братьев ;
     организации второго поколения, возникшие в ходе борьбы арабов с сионистской экспансией на Ближнем Востоке под влиянием идей исламской революции в Иране (палестинская Джихад ислами , ливанская Хезболлах и др.);
    НРПО третьего поколения, развившиеся в ходе событий в Афганистане, начиная с апреля 1978 г. по настоящее время (религиозно-политическое движение Талибан );
     структуры последнего, четвертого поколения, представляющие собой международные радикальные исламские группировки, стремящиеся консолидировать, контролировать и управлять практически всеми экстремистскими НРПО мусульманского мира ( Аль-Каида и Мировой фронт джихада ).