АВ 2004г. Выпуск 15 Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт
Религиозный фактор оказывает существенное влияние на состояние и динамику межнациональных отношений, что проявляется в виде исторически сложившихся, устойчивых взаимоотношений между конфессиями, претендующими на национальное представительство.
Идеология и психология нации, ее приверженность к тем или иным формам поведения тесно переплетена с историей религии.
В общественном и индивидуальном сознании эта взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями нередко приводит к сближению или даже отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности.
Поддержка религией национальных традиций, самобытности народов играет важную роль, особенно в кризисные для общества периоды. Обострение национального чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода.
Многоконфессиональность Российской Федерации - это проявление богатства, плюрализма духовной, культурной, национальной и религиозной жизни общества.
В основе роста религиозности людей лежат национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традициях, стремлении осмыслить себя субъектами национально-культурных общностей, обрести некогда утраченные ценности.
Национальная идея, призванная служить возрождению нации, народа, может стать разрушительной силой, когда на передний план выдвигается стремление любой ценой реализовать коллективные права нации, даже путем массового истребления своего и чужих народов.
Этим объясняется тот факт, что одна и та же религия в различных политических условиях проявляется и как воинственная, агрессивная, и как миролюбивая, способствующая стабилизации и гуманизации общества.
Историческую связь этнического и религиозного пытаются использовать лидеры некоторых конфессиональных и национальных этнократически настроенных движений для этнополитической мобилизации масс.
Как показывает историческая практика, религия может стать и зачастую становится идеологической оболочкой национально-политических движений, идейным знаменем политических сил, вступающих в острый межнациональный или военно-политический конфликт.
Более того, религия может служить мощным катализатором такого конфликта, углубляя его остроту, ограничивая возможности примирения сторон, расширяя его масштабы, переводя в затяжной, втягивающий в межнациональную бойню многие народы и многие поколения этих народов.
Конфессиональный фактор, базирующийся на отождествлении этнического и религиозного сознания, активно используется сепаратистами в Чечне - в целях легитимации и освящения своих действий они обращаются к авторитету Аллаха, ратуя за создание исламского общества, функционирующего на основе законов шариата.
В истории имеют место факты, когда на древе мировых религий прорастал крайний тоталитаризм - фашизм, экстремизм, политический терроризм, когда политическая реакция превращала религиозные учреждения в политические: деятельность Ватикана в годы Второй мировой войны, фактически поощрявшая холокост; так называемый "православный фашизм", сформировавшийся в среде белоэмигрантов в 20-30-е годы в Харбине; современные исламские террористические организации при мечетях и медресе, устраивающие кровавые расправы не только над "кяфирами" (немусульманами), но и над последователями иного исламского мазхаба (религиозно-правовой школы) и др.
Однако все это вовсе не доказывает конфликтогенность религии как таковой. Как отмечается в научных исследованиях, религия, обслуживающая тоталитарный режим - это всегда следствие национально-политического прагматизма, эгоистических и корыстных корпоративных интересов группы людей, использующих религию в собственных целях.
Национальный экстремизм обладает большой инерционной силой.
В Испании, например, баскские экстремистские организации, появившиеся во времена диктатуры Франко, после проведения демократических реформ и прекращения политических репрессий в этой стране, продолжают террористическую деятельность (хотя их активность в последние годы заметно уменьшилась).
Практически такая же ситуация сложилась и в Северной Ирландии, где, несмотря на демократические перемены, сохраняют позиции католические и протестантские экстремисты.
Вместе с тем и этнический, и религиозный факторы в большинстве случаев не выступают первопричиной обострения межэтнических отношений.
В научной литературе указывается, что источники экстремистских тенденций националистического терроризма и сепаратизма, как правило, лежат глубже - в социально-экономической сфере, неравенстве экономического положения и жизненных условий различных этнонациональных групп, несовпадении их интересов, а также в историческом наследии политического и военного противоборства за обладание территориями, ресурсами, в прошлых и нынешних ошибках правителей и политиков.
Среди причин националистического терроризма и религиозного экстремизма также называют:
отсутствие целенаправленной национально-культурной политики, учитывающей особенности и специфику данного этноса;
нарушения и ограничения прав нации, а также гражданских прав и свобод по национальному или религиозному признаку (национальная, религиозная, социальная дискриминация);
неуважение к языку, культуре, религии людей другой национальности, особенно если это происходит в отношении лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;
националистическая нетерпимость (национализм, расизм);
целенаправленное разжигание национальной и религиозной розни национальными лидерами, криминальными элементами, иностранными спецслужбами и др.