Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации


III. Правовой статус гражданского  служащего

     В отличие от существующего законодательства, в законопроекте более предметно  прописан  правовой статус гражданского служащего, определяющий его правоспособность. В правовой статус  введено понятие гражданского  служащего, определены его наниматели и их полномочия, основные права и обязанности гражданских служащих, ограничения, запреты и обязательства, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению (профессиональная этика) гражданского служащего, а также порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе..
    Законопроект вводит понятие гражданский  служащий:
    гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы.
     Полагаем, что это понятие также нуждается в доработке. Необходимо вложить в это понятие больший публично-правовой статус. Исходя из функции государственной гражданской службы целесообразно дополнить   понятие  "государственный гражданский служащий" следующим положением:
     Государственный гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, замещающий государственную гражданскую должность и исполняющий обязанности по данной государственной гражданской должности гражданской службы на профессиональной основе,  в порядке, установленном федеральным законом, и осуществляющий от имени и по поручению государства (государственного органа) исполнительные и распорядительные функции, получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
    Права и обязанности гражданских служащих значительно расширены и конкрети-зированы. Так, введены положения, по которым гражданский служащий имеет право на:
    должностной рост на конкурсной основе;
    обжалование неправомерных действий должностных лиц;
    защиту сведений о персональных данных;
    медицинское страхование в соответствие федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
     защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
    урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
    государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.
    Некоторые новые положения законопроект вводит в обязанности гражданского служащего:
     исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
    служащий не вправе исполнять данное ему незаконное поручение и определен порядок его действий в этом случае. В случае исполнения гражданским служащим незаконного поручения он и отдавший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами;
    гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", для исключения конфликта интересов, не может представлять интересы гражданских служащих в выборном представительном органе гражданских служащих, а также  допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
    Введение в законопроект данных норм позволят повысить ответственность всех категорий гражданских служащих за принимаемые ими решения и отданные распоряжения.
    Ограничения на гражданской службе, а также положения, несовместимые с прохождением гражданской службы, расширены и конкретизированы. Так, введен ряд ограничений для граждан уволенных с гражданской службы. Введены  отдельные статьи о запретах на гражданской службе и требования к служебному поведению гражданских служащих.
    В законопроекте заложен механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. Предусматривается образование в государственных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов.
    Значительным усилением правового обеспечения гражданских служащих, по мнению ведущих правоведов, могло бы быть нормативное закрепление в федеральном законе институтов присяги и отставки гражданских служащих., существующие в законодательствах ряда зарубежных стран и некоторых субъектов Российской Федерации. Юридическое значение принятия  гражданином присяги подчеркивает особый публично-правовой характер взаимоотношений, в которые он вступает с государством, закрепляя их публичным обещанием долга и верности конституционному строю, служению общественным и государственным интересам. Следовательно, и отставка гражданского служащего есть не что иное, как юридическая форма прекращения им государственно-служебных отношений по тем или иным мотивам.
    Одной из новаций законопроекта является введение для гражданских служащих классных чинов вместо существующих квалификационных разрядов, что является правомерным, так как именно чин (звание) соответствует замещаемой должности, а квалификационный разряд характеризует лишь профессиональную подготовку работника.
    Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.
      В каждой группе должностей классные чины распределены по трем классам. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей и главной групп, предусматривается присваивать классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса и государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса соответственно.
    Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы и гражданским служащим субъекта Российской Федерации ведущей, старшей и младшей групп, предусматривается присваивать классные чины советника гражданской службы 1, 2 и 3 класса, референта гражданской службы 1, 2 и 3 класса и секретаря гражданской службы 1, 2 и 3 класса соответственно.
     Порядок присвоения и сохранения классных чинов и их соотнесение с воинскими званиями (специальными званиями) военной и правоохранительной служб утверждается указом Президента Российской Федерации.