Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации


V. Оплата труда гражданских служащих

     Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования результатов профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
    В связи с введением классных чинов законопроект предполагает  изменение порядка исчисления денежного содержания гражданских служащих.  В денежное содержание  гражданских служащих включаются:
     месячный оклад по замещаемой должности гражданской службы (далее - должностной оклад);
    месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (далее - оклад за классный чин), в размере 50 процентов должностного оклада. Должностной оклад и оклад за классный чин в сумме составляют месячный оклад денежного содержания;
    ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет гражданской службы, максимальный размер которой увеличен до  70 процентов (ранее - 30 процентов);
    ежемесячная надбавка  к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере до 150 процентов этого оклада.
    ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
    премии по результатам служебной деятельности гражданского служащего, определяемых представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, выполнения должностного регламента (максимальными размерами не ограничивается) и премии  за выполнение особо важного и сложного задания;
    единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
    Кроме того, гражданским служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.
    Размеры должностных окладов дифференцируются по уровням и статусу государственных органов, категориям и группам должностей.
     Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
    Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы производится ежегодно в соответствии с федеральным бюджетом на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
    Решение об увеличении (повышении, индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом роста потребительских цен (тарифов на услуги), а по должностям гражданской службы в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
     Премирование гражданских служащих осуществляется в соответствии с положением о премировании, утверждаемым представителем нанимателя (руководителем государственного органа). Показатели эффективности и результативности работы гражданских служащих  также утверждаются представителем нанимателя.
    Законопроектом предусмотрены и иные выплаты в соответствии с федеральными законами (материальная помощь в пределах установленного фонда оплаты служебной деятельности, районные коэффициенты и т.д.).
    Таким образом, заработная плата гражданских служащих будет состоять из твердого оклада денежного содержания, надбавки за выслугу лет на гражданской службе и надбавок (доплат), стимулирующих эффективность и результативность их работы, то есть основополагающим принципом стимулирования труда гражданских служащих должна стать привязка уровня оплаты труда к результатам их деятельности.
     В полной мере реализацию данного принципа можно осуществить посредством формирования  гибкой части фонда оплаты гражданских служащих и работников государственного органа., распределяемой в зависимости от эффективности их труда, выраженной в достижении конкретных заслуг.
    Законопроект вводит изменения в формирование фонда оплаты служебной деятельности федеральных  гражданских служащих. Дополнительно в фонд оплаты введены ежемесячная надбавка к должностному окладу со сведениями, составляющими государственную тайну и премии за выполнение особо важного и сложного задания.
     Предварительный подсчет показывает, что фонд оплаты служебной деятельности в расчете на одного федерального гражданского служащего возрастает примерно в 1,4 раза.
    Учитывая, что увеличивается оклад за классный чин, а  надбавка за стаж будет производиться из оклада денежного содержания (аналогично как у военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов), а не, как ранее, только из должностного оклада, то это автоматически приведет к увеличению месячного денежного содержания гражданских служащих.  Весомое увеличение денежного содержания получат служащие, имеющие стаж  государственной службы более 15 лет.
    Предлагаемый законопроектом порядок оплаты труда, в значительной степени зависит от продолжительности нахождения служащего на государственной службе. Такой подход к  установлению оплаты труда гражданских служащих соотносим с условиями оплаты труда государственных служащих других видов государственной службы.