Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации


  VII. Стаж гражданской службы. Продолжительность отпусков
    Законопроект определяет стаж гражданской службы как суммарную продолжительность периодов замещения должностей гражданской службы в государственных органах. В законопроекте перечислены виды государственных служб, служба в которых засчитывается в стаж государственной службы.
      Порядок исчисления стажа гражданской службы и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается  указом Президента Российской Федерации.
    В настоящее время периоды службы (работа), учитываемые при исчислении стажа государственной службы, дающего права на ежемесячную доплату к государственной пенсии, в настоящее время устанавливаются Указом Президента Российской Федерации  от 17 декабря  2002 г. 1413, а  периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, устанавливаются  Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. 982, причем в первом случае периоды устанавливаются  уполномоченным государственным органом (в данном случае - Минтруд России) после выхода служащего на государственную пенсию, а во втором случае - государственным органом при поступлении гражданина на государственную службу, а также при каждом переходе (переводе) его из одного органа в другой государственный орган. При этом, в первом случае в стаж государственной службы засчитывались иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы  не более 5 лет, а во втором случае допускается засчитывать такие периоды более 5 лет. Такой двоякий подход к исчислению стажа государственной службы не дает определенности государственному служащему, какой он будет иметь стаж для назначении государственной пенсии и на какой размер пенсии он может рассчитывать.
    В связи с вышеизложенным полагали бы целесообразным засчитывать гражданскому служащему иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной гражданской службы (если таковые имеются) при поступлении на гражданскую службу и установления ему стажа гражданской службы, который бы давал право как на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, так и на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 17 декабря  2002 г.   1413.
    Решение о зачете иных периодов службы в стаж гражданской службы уполномоченного государственного органа (указ, постановление, распоряжение, приказ) вносить в личное дело гражданского служащего и его трудовую книжку.
    Полагали бы также целесообразным в стаж гражданской службы включить периоды альтернативной гражданской службы, которая в федеральном законе трактуется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
    Стаж (общая продолжительность) гражданской службы дает право  на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет,  на назначение государственной пенсии, дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и поощрений.
     В связи с этим законопроект предлагает установить новый порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего законопроект предлагает устанавливать в зависимости от занимаемой должности государственной службы, выслуги лет, а также от условий прохождения службы.
    Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего будет состоять из основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, которые суммируются.
     Ежегодный основной оплачиваемый отпуск имеет продолжительность 30 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы - 35 календарных дней, но при этом предлагается установить для служащих этих категорий ненормированный рабочий день.
    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет имеет продолжительность из расчета один календарный день за каждый год  гражданской службы.
    Суммарная продолжительность отпуска не может быть  соответственно более 40  или 45 календарных дней за год  (ранее - 42 календарных дня для всех категорий служащих). Такой подход к установлению продолжительности отпусков гражданских служащих более справедлив и соответствует принципу единства и взаимосвязи гражданской службы с иными видами государственной службы, где продолжительность отпусков зависит от времени нахождения на службе, но в то же время не зависит от занимаемой должности и звания.
     При предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска ему производится единовременная выплата в размере двухмесячного денежного содержания (вознаграждения), а также материальной помощи в размере месячного денежного содержания (вознаграждения).
     Отпуск без сохранения денежного содержания (вознаграждения) гражданским служащим предоставляется, как и  ранее, не более одного  года.