Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации


 VIII. Поощрения и дисциплинарные взыскания
    В отличие от существующего законодательства, в котором меры поощрения государственных служащих регулировались трудовым законодательством, в законопроект введена статья о поощрениях за гражданскую службу, в которой перечислены следующие  поощрения  за  безупречную и эффективную гражданскую службу:
    1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
    2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовремен-ного поощрения или ценным подарком;
    3) иные виды поощрения государственного органа;
    4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
    5) поощрение Президента Российской Федерации;
    6) поощрение Правительства Российской Федерации;
    7) присвоение почетного звания  Российской Федерации;
    8) присвоение знака отличия  Российской Федерации;
    9) награждение орденами и медалями  Российской Федерации;
    Выплата единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1-4 производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты служебной деятельности гражданских служащих, а при поощрении или награждении в соответствии с пунктами 5-9 выплачивается единовременное поощрение в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
     Законопроект вводит понятия служебной дисциплины, дисциплинарного проступка и служебного распорядка государственного органа, а также виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения, обжалования и снятия. Руководитель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
    замечание;
    выговор;
     предупреждение о неполном должностном соответствии;
    освобождение от замещаемой должности гражданской службы.
    Если вводимые законопроектом поощрения стимулируют  гражданских служащих на повышение эффективности их труда, то  дисциплинарные взыскания, как и прежде, являются по существу мерами морального воздействия и почти совпадают с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации для наемных работников.
    По мнению  ведущих специалистов в области государственной службы к гражданским служащим должны применяться  меры как служебного характера, так и материального, то есть меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на государственной службе или приобретенных ими за годы государственной службы. В качестве такого рода взысканий по другим видам государственной службы (военной и правоохранительной) применяются: снижение воинского звания (чина); снижение в должности; сокращение пенсионного обеспечения; отказ о назначении пенсии, уменьшении размера пенсии; лишение права пользования ведомственным медицинским учреждением при выходе на пенсию и другие.   
     По опыту государственных служб зарубежных стран, в частности Германии,  в качестве дисциплинарных мер к государственным служащим  законодательством установлены:
    выговор;
     денежный штраф;
    уменьшение оклада;
    перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим окладом;
     сокращение пенсионного обеспечения;
    отказ в выплате пенсионного обеспечения;
     увольнение со службы.
    При этом выговор может быть объявлен непосредственным начальником, денежный штраф - им же либо вышестоящей инстанцией. Все другие взыскания назначаются только специальными дисциплинарными судьями по результатам  официального дисциплинарного процесса.  Применение к чиновникам  мер дисциплинарного воздействия, в ряде случаев достаточно жестких, по мнению зарубежных специалистов в области государственной службы, позволяет повысить уровень исполнительской дисциплины в государственном аппарате, обеспечить персональную ответственность государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на него должностных обязанностей и на принимаемые им управленческие решения.
    Однако при рассмотрении дел о дисциплинарных проступках преобладает принцип "благоприятствования", то есть непосредственный начальник и вышестоящая инстанция решают, следует ли принимать к чиновнику меры наказания за совершенный проступок. При этом учитывается не только сам проступок, но и личность чиновника, его деятельность, поведение на службе и вне ее и т.д. Учитывая, что основной формой контроля за деятельностью чиновников в Германии является административная юстиция, которая действует как система специальных административных судов, то такой порядок рассмотрения проступков позволяет в ходе административного процесса всесторонне и объективно установить причину дисциплинарного проступка и меру ответственности чиновника, а в случае  невиновности - защитить его от неправомерных действий руководителя.
    В законопроекте определен  порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, порядок проведения служебной проверки, а также порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и служебных споров.
    Проведение служебной проверки законопроект предлагает поручать подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения государственного органа и выборного представителя гражданских служащих.
    Для урегулирования конфликта интересов в государственных органах образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликта интересов).
    Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется актом государственного органа и формируется из представителя нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из представителей подразделений по вопросам государственной службы и кадров, юридической (правовой) службы, а также из подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представителя соответствующего органа по управлению государственной службой и независимых экспертов, специалистов по вопросам гражданской службы, приглашаемых нанимателем по согласованию с органом по управлению государственной гражданской службой. Количество независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего количества членов комиссии.
     Такой подход позволяет повысить  объективность и независимость при урегулировании конфликта интересов, а также повысить защищенность гражданского служащего от неправомерных действий нанимателя.  
     Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов  утверждается  Президентом Российской Федерации.
     Законопроект вводит понятие об индивидуальных служебных спорах, устанавливает органы и порядок рассмотрения служебных споров между служащим и руководителем госу-дарственного органа. Служебные споры рассматриваются следующими органами:
     комиссией государственного органа по служебным спорам;
    судом.

    Комиссии государственного органа по служебным спорам образуются в государственном органе из равного числа представителей гражданских служащих и представителя нанимателя. Включение в состав данной комиссии независимых экспертов законопроект не предусматривает. При этом представители гражданских служащих избираются конференцией гражданских служащих данного органа, а представители нанимателя назначаются решением представителя нанимателя. По опыту зарубежных государственных служб в состав такого рода комиссий входят независимые эксперты либо представители федерального органа по вопросам государственной службы, тем самым повышается объективность и независимость при рассмотрении служебных споров.  
     Порядок рассмотрения,  принятия, исполнения и обжалования решения комиссии регулируются настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.