АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)
В.И. Никитина
Уважаемые участники круглого стола !
Я хотел бы поблагодарить и выразить глубокую признательность руководству Республики Ингушетия за инициативу проведения нашего круглого стола , за теплый прием, оказанный его участникам, за понимание значимости проблем формирования межнациональных отношений в таком многонациональном, многоконфессиональном регионе России, как Северный Кавказ.
Тема сегодняшнего круглого стола одна из самых актуальных и в то же время самых сложных. Проблемы межнациональных отношений требуют новых осмыслений, уверенности, что целостность российской государственности незыблема, подтверждение чему - итоги референдума в Чеченской Республике. Вы знаете, что межнациональные отношения, пожалуй, наиболее чувствительный индикатор состояния общества, показывающий способность органов власти решать насущные социально-политические, духовно-нравственные проблемы страны в целом. К сожалению, нынешнее состояние этих отношений не может в полной мере нас всех удовлетворить.
За последнее десятилетие Северо-Кавказский регион в связи с событиями в Абхазии, Южной Осетии, осетино-ингушским конфликтом, конституционным кризисом в Чеченской Республике, политическим противостоянием в Карачаево-Черкесской Республике, а также нерегулируемой миграцией приобретает особое значение. Данный регион оказывает значительное влияние на процессы сохранения единства Российской Федерации, на ее авторитет на международной арене.
Одним из факторов, дестабилизирующим обстановку в регионе, явился так называемый процесс суверенизации субъектов Российской Федерации, который, разумеется, коснулся и Северного Кавказа. В результате нарушились складывающиеся десятилетиями политические, экономические, межнациональные отношения, а это привело к возникновению массы претензий субъектов друг к другу, в том числе и территориальных.
Не может не огорчать и позиция федерального центра в вопросе восстановления связей субъектов, его невмешательство и нежелание вести диалог с руководством этих субъектов.
Для изменения сложившейся обстановки федеральному центру надо проводить взвешенную, активную социально-экономическую политику в этом регионе. К сожалению, долгое время отсутствовала федеральная комплексная программа социально-экономического развития северокавказского региона. Сейчас такая целевая программа до 2005 года подготовлена, однако приостановилась работа над другим документом -проектом Основ государственной национальной политики на Северном Кавказе , по которому мы еще в 1999 году проводили северокавказское межнациональное совещание.
Большое значение для налаживания межнационального согласия в регионе, как мы считаем, оказывают проводимые в Пятигорске постоянно действующие международные конгрессы, играющие роль объединяющего межнационального фактора, поскольку на них рассматриваются роль и значение языков, образования, национальных культур, сохранения и укрепления мира на Северном Кавказе.
Ситуация на Северном Кавказе всегда находилась в центре внимания депутатов Государственной Думы. Только за период с 1994 года по настоящее время Государственная Дума приняла около 50 постановлений и заявлений по урегулированию ситуации на Северном Кавказе.
При инициативе и при активном участии депутатов Комитета Государственной Думы по делам национальностей за последние годы проведен ряд важных и общественно политически значимых парламентских слушаний и круглых столов , непосредственно затрагивающих проблемы северокавказского региона. Это парламентские слушания: Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепление и единство Российской Федерации , Основные направления государственно-национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе , О мерах по ликвидации осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года и др. Большой интерес вызвала проведенная к 200-летию со дня рождения имама Шамиля российская конференция на тему: Имам Шамиль и кавказская война .
Многие депутаты Государственной Думы активно работают в различных депутатских и правительственных комиссиях, которые созданы для разрешения острых проблем северокавказского региона, например, в Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике, общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе, государственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. Долгое время, фактически пять лет, работала Комиссия Государственной Думы по разрешению проблем, вызванных осетино-ингушским конфликтом 1992 года.
Думаю, что всем понятно, почему так много внимания уделяется усилиям по урегулированию ситуации в Чеченской Республике. Восстановление мира и национального согласия в республике поможет оздоровить этнополитическую и социально-экономическую обстановку на Северном Кавказе. Будем надеяться, что сокращение количества вооруженных сил в Чеченской Республике, итоги референдума по проекту Конституции, а также предстоящие выборы Президента и парламента в Чеченской Республике будут означать более активный переход федерального центра к политическим методам урегулирования социально-экономической обстановки в республике, что, безусловно, даст свои позитивные результаты.
Благоприятно на ситуации на Северном Кавказе сказались бы твердые, последовательные шаги федерального центра, руководства субъектов региона, направленные на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года. Сближение позиций сторон, выработка единой концепции и тактики ликвидации последствий конфликта происходит на основе программы совместных действий органов государственной власти Российской Федерации, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта и оздоровлению ситуации в республиках.
Соглашение о сотрудничестве и добрососедстве между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия получило большой общественный резонанс. Надеемся, что Соглашение станет новым позитивным шагом в деле налаживания межнационального мира и согласия между ингушским и осетинским народами, будет способствовать сохранению стабильности на Северном Кавказе, укреплению единства Российской Федерации. К сожалению, как мы вчера видели, проблемы полностью не устранены, многие пострадавшие одиннадцатый год живут во временных жилищах.
Еще одной проблемой, без решения которой невозможно установить мир на Северном Кавказе, является проблема реабилитации репрессированных в прошлом некоторых народов Северного Кавказа. Здесь имеются два аспекта. Один из них - это преодоление искажений истории этих репрессий в отношении тех или иных народов.
Второй аспект касается принятого в 1991 году Закона О реабилитации репрессированных народов , который, безусловно, сыграл свою положительную роль, но произошедшие в стране политические изменения требуют пересмотра ряда положений закона 1991 года в соответствии с новыми реалиями нашей жизни. В первую очередь это касается положения о возможности территориальной реабилитации. Попытки решения этих вопросов со ссылкой на нормативные акты прошлых лет не могут дать ничего, кроме возбуждения дополнительной межнациональной напряженности. Это очень серьезный вопрос, над которым приходится работать и нашему Комитету, и Комитету Государственной Думы по законодательству, и Комитету по безопасности. К сожалению, полного решения этого вопроса нет, потому что нам до конца не ясна позиция Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, которые делают вид, что ничего не происходит.
Одним из приоритетных направлений государственной национальной политики на Северном Кавказе является правовое регулирование положения национальных меньшинств в регионе. И хотя Государственная Дума отклонила внесенный нашим Комитетом проект федерального закона О национальных меньшинствах в Российской Федерации , мы продолжаем над ним работать. Тем более, что Государственная Дума приняла Федеральный закон О ратификации Рамочной конвенций о защите национальных меньшинств , активно поддержанный членами Комитета.
Учитывая, что Северный Кавказ - полиэтнический регион, в котором проживают не только многочисленные национальные меньшинства, но и малочисленные коренные этносы, по инициативе нашего Комитета Государственная Дума приняла Федеральный закон О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации .
Должен также сказать, что многие субъекты Российской Федерации при составлении перечня коренных малочисленных народов включили в него народы, которые никак не могут быть причисленными к этой категории российских народов. Например, Правительство Республики Дагестан включило в перечень малочисленных народов русский народ. Но, с другой стороны, именно Государственная Дума, приняв Федеральный закон О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации , попыталась учесть особенности этого многонационального субъекта.
Кардинальные политические и социально-экономические изменения, произошедшие в российском обществе, ситуация в Чеченской Республике обострили проблемы представителей русского этноса. Законодательные основы и статусы этнокультурного развития русского народа сегодня нельзя считать полностью обеспеченными. Между тем, от решения проблем русского этноса, являющегося самым многочисленным российским этносом, зависит целостность Российской Федерации в целом, а также сохранение целостности Северного Кавказа, межнационального мира и согласия в регионе.
Российская Федерация является не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством. По данным Министерства юстиции Российской Федерации в России сегодня зарегистрировано около 70 конфессий и более 2000 их ответвлений. Проблемы межконфессиональных отношений имеют для российского общества не меньшее значение, чем отношения межэтнические.
К сожалению, полиэтнический, поликонфессиональный Кавказ в последнее время стал полем для религиозного противостояния. Ни для кого не секрет, что одной из причин контртеррористической операции на Северном Кавказе послужили попытки распространения в регионе мусульманства ваххабитского толка. В связи с этим в Госдуму поступает предложение принять федеральный закон О борьбе с религиозным экстремизмом . Поддерживая общий настрой населения Северного Кавказа о запрещении религиозных экстремистских течений, мы считаем, что подобные ограничения можно было бы реализовать не столько путем принятия специального закона, сколько путем внесения изменений и дополнений в уже действующее законодательство Российской Федерации, а самое главное, использованием уже действующего законодательства.
Приходится констатировать, что СМИ далеко не всегда находятся на уровне задач, поставленных перед ними временем и обществом. Более того, присущее СМИ стремление ухватить жареные факты вполне распространилось и на освещение межнациональных сюжетов.
Современная правовая база в сфере государственной национальной политики, несмотря на поляризацию мнений, системно и последовательно формирует уникальные институты гражданского общества, которые, в свою очередь, создают новые модели взаимодействия государственных структур с растущей сетью общественных организаций. Так уж случилось, что Комитет по делам национальностей, помимо законотворческой деятельности, замыкает на себя функции и исполнительных органов управления, а формирующаяся сеть общественных объединений по удовлетворению национальных, культурных потребностей граждан создает прецедент мотивационных направлений регулирования современных межэтнических процессов.
Депутатами трех созывов за десять лет функционирования нашего Комитета дана путевка в жизнь таким гражданским институтам, как национально- культурная автономия разных уровней, ассоциации коренных малочисленных народов, различные национальные общественные организации.
С другой стороны, растущая сеть национальных общественных объединений, пережив за эти годы непростой период роста, выстраивает свою деятельность в тесном сотрудничестве и взаимодействии с государственными структурами. Не учитывать эти процессы мы не можем. Об этом шел заинтересованный разговор на научно-практической конференции Полиэтнический ресурс российской государственности , которая прошла в январе этого года, а также на встрече Председателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева с руководителями федеральных национально-культурных автономий, по итогам которой при нашем Комитете был создан Совет федеральных национально-культурных автономий.
К современным методам управления межэтническими процессами можно отнести и опыт работы Правительства Москвы. Хотелось бы особенно подчеркнуть систематизированный подход Правительства Москвы и его комитетов к проблемам взаимодействия общественных организаций с государственными структурами. Представляет интерес и форма деятельности Московского межнационального консультативного совета при Правительстве Москвы, которая явилась логическим продолжением опыта работы постоянно действующего межнационального Совещания. Складывающаяся система управления в сфере национальной политики в Москве основана на своих региональных особенностях. Правительством Москвы последовательно отслеживаются иные, новые модели во взаимоотношениях государственных структур с общественными организациями с учетом складывающихся современных реалий.
Приведу еще один пример. Сегодня в Саратовской области при Губернаторе создана Общественная палата по делам национальностей. И многие вопросы, которые сегодня волнуют граждан любой национальности, в Саратовской области выносятся на обсуждение этой Общественной палаты. Я думаю, что такой опыт был бы полезен и другим регионам Российской Федерации.
В настоящее время формируется достаточно весомая сеть национально-культурных, общественных объединений как на региональном, так и на федеральном уровне. Идет процесс формирования диалога государства и общества. Сегодня очень важно эту тонкую грань взаимодействия конструктивно развивать и поддерживать.
Хотел бы также обратить ваше внимание на то, что на предстоящих выборах в Государственную Думу надо уже сейчас подумать об ее этнической представленности. Я думаю, что это не дело, когда в Государственной Думе имеется очень незначительное представительство народов Российской Федерации, всего около 30 человек. Наш Комитет - один из ведущих в Государственной Думе, но, к сожалению, один из самых малочисленных. Многие депутаты, в том числе и от ваших регионов, не желают работать в Комитете.
Конечно, легче идти в Комитет по финансам, по бюджету, то есть туда, где выделяются и распределяются средства, чем в Комитет, который занимается столь серьезными и тонкими вопросами, как межнациональные отношения. Нам пора подумать, чтобы среди депутатов Государственной Думы были люди, которые по-настоящему хотели бы заниматься совершенствованием межнациональных отношений, а не кричали с трибун, обвиняя тот или иной народ. А это, к сожалению, вы тоже видите и слышите.
Совместно с ведущими кафедрами Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации наш Комитет провел заседание круглого стола на тему: Представительство народов в органах государственной власти и органах местного самоуправления , где шел серьезный разговор о кадровой политике в государстве. Особо хотел бы выделить то значение, которое может приобретать в этой политике этнический аспект, а также возможность разработки механизма регулируемых процессов этнической составляющей кадровой политики.
Не секрет, что во многих республиках и субъектах Российской Федерации, в том числе и в северокавказском регионе, происходит процесс вымывания из государственных структур русскоязычных государственных служащих, относящих себя не к титульным нациям. Этот процесс весьма опасен. Поэтому представляет интерес опыт Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где в региональном законодательстве предусмотрено квотное этническое представительство в законодательных органах власти.
Россия генетически обязана иметь структуры этнического омбудсмена. Осмысление соотношений индивидуальных и корпоративных прав народов позволили Комитету сформировать новый пакет федеральных законов: Об основах государственной национальной политики Российской Федерации , Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации , О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон Об образовании (в части этнокультурного образования), Об урегулировании этнополитических конфликтов в Российской Федерации и ряд других.
После распада СССР на территорию России хлынул поток переселенцев из бывших союзных республик. Проблема переезда бывших граждан СССР по территории России нуждается в дополнительном правовом регулировании. Поэтому необходимо скорейшее принятие федерального закона о миграции, в котором для бывших граждан СССР, переезжающих на постоянное место жительства в Россию, был бы установлен упрощенный порядок переезда и обустройства. На это обращали внимание участники парламентских слушаний Миграция в России: проблемы и противоречия , которые провел Комитет по делам национальностей. В слушаниях приняли участие представители субъектов Северного Кавказа, отмечавшие, что недостаточное внимание государства в регулировании миграционных процессов создает много негативных моментов, в том числе, и межэтническую напряженность.
В соответствии с Рекомендациями парламентских слушаний Правительство Российской Федерации утвердило 1 марта этого года Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Но мы считаем, что этого недостаточно и требуется принятие закона о миграции.
Сегодня эффективность национальной политики во многом зависит от того, насколько полно и последовательно выражаются интересы российских народов, их право на представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При их формировании в многонациональной стране необходимо, наряду с другими факторами, учитывать этническую компоненту. Следует выработать механизм участия в их деятельности народов Российской Федерации.
Пока же следует признать, что механизм учета этнической представленности в органах государственной власти и органах местного самоуправления еще не отработан. Многие вопросы остаются нерешенными.
По нашему мнению, потенциал национально-культурных автономий еще до конца не оценен органами государственной власти на местах. Этот институт не везде является настоящим проводником в диалоге государства и общества.
Межнациональные мир и согласие возможны там, где формируется уважительное отношение к национальным культурам, традициям, где воспитывается дружба между народами, культура межнационального общения. Примером мог бы служить опыт интернационального воспитания подрастающего поколения прошлых лет. Не надо бояться применять все лучшее из нашего прошлого опыта формирования межнациональных отношений, начиная с семьи и школы.