Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление Председателя  Народного  Собрания  -  Парламента Республики Ингушетия     
      Р.С. Плиева

                                    
Уважаемые участники круглого стола !

      В течение столетий Россия является многонациональным государством. Само пребывание многих народов в ее составе  обеспечивало им защиту и безопасность, способствовало развитию их культуры, приобщению к достижениям мировой цивилизации. В нашей общей истории много славных и достойных страниц. Особенно это проявлялось при необходимости  защитить страну от врагов, посягавших на Россию.
     Вместе с тем из истории нашего государства известно, что в периоды смуты и кризисов находились силы, прилагавшие неимоверные усилия для противопоставления народов, насаждения вражды и ненависти, конфликтов и войн между ними. Но народы всегда оставались верными своим вековым традициям, что особенно наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны.
     В последние годы некоторые известные в России представители православной церкви, ученые и политики активно пропагандируют идею превращения России в русскую православную державу. Например, известный политолог А.С. Ципко увлечен рассуждениями об особенностях современного процесса  поиска русского национального самосознания. Нет никаких возражений по поводу его утверждения, что в  новой России необходимо учитывать, что именно русские являются титульной нацией. Но настораживает его безапеляцинность в суждениях, что только осознание этого факта, поддержка русской православной церкви приведут к возрождению России.
     Подстрекатели такого рода не оригинальны. Все то, что они предлагают, уже было в истории нашего государства. Но если эти бредовые идеи, нацеленные на политику Россия - для русских , подогревающие сепаратистские и экстремистские настроения, будут восприняты всерьез, то мы получим межнациональные и межконфессиональные конфликты, а Российская Федерация придет к тому, к чему пришел Советский Союз. Знакомясь с такого рода перлами, невольно начинаешь сожалеть о том, что сегодня у нас нет дееспособных структур по планированию и осуществлению идеологической работы, направленной на укрепление устоев российского государства на основе  общечеловеческих духовных ценностей.
    Многие российские граждане, к сожалению, являются жертвой мифотворчества о народах, к которому в течение многих столетий прибегают имеющие своеобразные установки и цели политические и государственные деятели, дилетанты от науки, реакционная часть духовенства, но особенно - чиновничество. Алчущая  и жаждущая обогащения значительная часть российского чиновничества из-за неудовлетворенности ее стяжательских потребностей  издавна, и особенно начиная с XIX века, породила и распространила своеобразные суждения о народах, входящих в состав России. Именно чиновничеством одни народы были отнесены к благонадежным и им посчастливилось , потому что их правящие верхушки ради своей выгоды делали все для того, чтобы удовлетворить чиновный мир и особенно высокочиновных стяжателей. Об элите этих народов позаботились созданием для нее условий наибольшего благоприятствования во всем, и особенно в карьере, наградах, обогащении.
     К неблагонадежным народам причислены и до сих пор относятся народы, бунтовавшие против стяжательства, грабежей, унижений и притеснений. Для таковых были выработаны  и поныне действуют установки - не доверять, подавлять и т.п. По-прежнему российским гражданам неустанно навязывают набившие оскомину стереотипы о нациях, в соответствии с которыми люди одной нации - поголовно преступники, другой - кристально честные, третьей - прогрессивные, четвертой - отсталые, но податливые или наоборот - дикие и неуступчивые и т.п. Обыденными стали разговоры о чеченцах и ингушах как о прирожденных разбойниках и бандитах, преступные склонности которых заложены чуть ли не на генетическом уровне. В стране с устоявшимся правопорядком пропаганда таких взглядов сурово преследуется законом. Попробуйте, находясь в США, назвать ее чернокожего гражданина нигером . Возмездие в соответствие с законом будет неотвратимым.
    Мне довелось прослужить в армии около тридцати лет, пришлось воевать. При этом в моем подчинении были тысячи военнослужащих, представлявших более семидесяти народов Советского Союза. Я гордился тем, что являюсь членом многотысячного коллектива, в котором ни один военнослужащий не дал повода подумать и тем более сказать что-либо негативное о народе, который он представлял. Приобретенные знания и опыт заставляют беспредельно возмущаться теми, кто распространяет или насаждает злонамеренные мифы о народах.
     В песне Владимира Высоцкого есть такие слова: Ложь - это все, и на лжи одеяния ее+ , где имеется в виду, что ложь рядится в одеяния правды. Это - самое страшное и губительное  для межнациональных отношений, а, следовательно,  государственного строительства.
     Оболгав народы, Сталин и его опричники расправились с ними, депортировали, уничтожили значительную их часть. Сталин канул в Лету,  но по-прежнему живы его идеи. За примерами далеко ходить не надо. Недавно выпущена тиражом десять тысяч экземпляров энциклопедия МВД России, где сказано о том, что в период Великой Отечественной Войны  1941-1945 г.г. часть чеченцев и ингушей поддержала немецко-фашистские войска, на учете в НКВД в Чечено-Ингушской АССР к 1943 году значилось 54 бандгруппы, а установленная численность бандформирований в Чечено-Ингушской АССР (7413 человек) превысила количество ушедших на фронт в результате трех проведенных мобилизаций. Все это послужило поводом для массовой (520301 человек) депортации чечено-ингушского населения из мест постоянного проживания на восток страны 23 февраля 1944 года.
     Примечательно, что когда авторам подобных опусов задаешь, например, вопросы - Можете ли вы назвать хотя бы одну банду из ингушей, занимавшуюся пособничеством фашистским оккупантам? Известно ли вам, что на территории Ингушетии не было немецко-фашистских войск? ,  то в ответ слышатся невнятные бульканья и мычание. Почему же  деятелей, сеющих вражду и ненависть между народами, оскорбляющих их, не привлекают к ответственности?
     10 января 2003  года Волгоградская областная Дума приняла Постановление 1/2   О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона О признании утратившим силу Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 ноября 1961 года О переименовании Сталинградской области в Волгоградскую область и города Сталинград в город Волгоград .  Депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия, народ Ингушетии, безусловно, признают право волгоградцев на эту инициативу. Но мы не можем поддержать инициативу увековечивания имени Сталина. Нельзя увековечивать сталинизм - идеологию беззакония и репрессий, практику уничтожения неповинных граждан и народов, идеологию, заложившую в межнациональные отношения мины замедленного действия, которые взрываются до сих пор.
     Наше общество провозгласило строительство правового государства, где царит Закон, где жизнь человека, его честь и достоинство признаются высшими и безусловными ценностями. Увековечивать имя человека, для которого эти ценности ровным счетом ничего не значили - это, по меньшей мере, кощунственно как по отношению к ныне еще живущим жертвам политических репрессий, так и к памяти миллионов безвинно убиенных.
    Мы уверены, что реализация инициативы волгоградцев усугубит и без того сложную ситуацию на юге России, сведет на нет наметившиеся в обществе сдвиги к демократизации, негативно отразится на международном авторитете Российской Федерации. Учитывая оживление подобных нездоровых тенденций в обществе, можно предположить, что не за горами тот день, когда все мы, торопливо заняв места в бесчисленных колоннах, будем маршировать, падая от голода, холода и усталости и без конца скандировать: Дело Сталина живет и побеждает .
    Судя по некоторым обстоятельствам в нашем регионе, оно на самом деле продолжает жить и побеждать. В 1944 году ингушский народ, как и многие другие народы, был депортирован сталинским режимом. Только благодаря желанию Н.С. Хрущева развенчать своего предшественника, многие депортированные народы были возвращены на свои земли. Не все из них смогли вновь обрести родину. К таковым относится и ингушский народ. До сих пор значительная часть его исторической родины без всяких на то законных оснований является отторгнутой. Почти сорок лет ингушам пришлось жить на землях отцов изгоями. Этим была продиктована их борьба за свою полную реабилитацию. Во многом благодаря усилиям ингушей приняли Закон О реабилитации репрессированных народов .
     Но назрела необходимость в очередном наказании непокорного народа. Поэтому замыслы по дискредитации Закона О реабилитации репрессированных народов были поддержаны на самом высоком федеральном уровне решением по осуществлению этнической чистки в Северной Осетии, депортации ингушского народа, зачистки Ингушетии. Десять лет руководители федеральных органов власти России говорят о необходимости ликвидации последствий событий, неправомерно именуемых осетино-ингушский конфликт . В связи с этим принято множество указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и Государственной Думы. Проблемы же депортированного ингушского населения по-прежнему не разрешены. Безнаказанность противодействию возвращения в места постоянного проживания граждан ингушской национальности объясняется в первую очередь тем, что оно организуется должностными лицами самых различных рангов при явном попустительстве со стороны правоохранительных органов и федерального Центра. Этот вывод можно подтвердить многочисленными примерами. Остановимся на одном из них.
    Почти год тому назад, 10 июня 2002 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил специальному представителю Президента Российской Федерации В.А. Кулаковскому, Президенту  Северная Осетия - Алания А.С. Дзасохову, Президенту Республики Ингушетия М.М. Зязикову спланировать  и организовать мероприятия по завершению процесса ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта . 1 декабря минувшего года они должны были доложить Президенту Российской Федерации  об исполнении его поручения.
    Но практическая работа по выполнению поручения Президента Российской Федерации подменена шумной пропагандистской кампанией, призванной создать у руководства страны и в массах общественности мнение, что  поручение по завершению процесса ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта успешно выполняется.
     Всевозможные договоры, соглашения, программы совместных действий не раз и раньше заключались между Северной Осетией и Ингушетией. Они не выполнены по вине осетинской стороны. Ею не выполнены и многочисленные указы Президента Российской Федерации, постановления российского Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Все это направлено на то, чтобы не допустить отмены гласно и негласно организованных руководством Северной Осетии препятствий возвращению в свои жилища и подворья граждан ингушской национальности, подвергшихся этнической чистке. Только обретение каждым из них возможности беспрепятственно  вернуться на родину является свидетельством выполнения поручения Главы государства. Победно - оптимистические доклады и сообщения об успешном его выполнении возмущают не только ингушский народ.
     В Пригородный район и г. Владикавказ все еще не могут вернуться более 19 тысяч ингушей. Примечательно, что в срок, определенный для выполнения ранее названного поручения, то есть в течение  шести месяцев, в Пригородный район, на родину, вернулось меньшее число ингушей, чем это происходило в течение одного месяца 2001 года. Возмутительно, что после получения соответствующими должностными лицами поручения Президента Российской Федерации противодействие со стороны руководства Северной Осетии возвращению российских граждан ингушской национальности в места постоянного проживания  стало более жестким, чем раньше. Столь явная неисполнительность - следствие уверенности, что об этом должностном преступлении Президенту Российской Федерации не будет доложено, а если случится иное, то обвинят во всем, как обычно, ингушскую сторону.
     А между тем, почти полтора года, терпя измывательства, пребывают под открытым небом у окраины села Ир двадцать  ингушских семей. Власти Северной Осетии не позволяют им вернуться в свои подворья и жилища, находящиеся в нескольких сотнях метров от их нынешнего вынужденного места пребывания.
     Закрытыми для возвращения на родину являются пять населенных пунктов, отнесенные руководством Северной Осетии, вопреки установленным государственным санитарно-гигиеническим нормам, сугубо по политическим мотивам, к зоне охраны источников месторождения пресных вод. Постановления Правительства РСО-А, различные документации, обосновывающие необходимость расширения водоохранной зоны, грубо противоречат соответствующим положениям российского законодательства, многочисленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В итоге, около десяти тысяч лиц ингушской национальности не могут вернуться в свои жилища и подворья. И опять-таки забойную роль в этой нечистоплотной кампании сыграли некоторые чиновники, получившие установки от руководителей, преследующих далекие от законности  политические цели.
     Возмущение представителей депортированной части ингушского населения заставило Правительство Российской Федерации  сформировать и направить для изучения положения дел комиссию в район водоохранной зоны.  Очень показательным был ее состав. Один из ее членов - В.И. Чибураев (первый заместитель главного  врача Федерального центра Госсанэпиднадзора) беспробудно пьянствовал, вел себя хамски. Об этом до сих пор с возмущением говорят работники, представляющие Правительство, министерства и ведомства Республики Ингушетия.
    Вызывает недоумение введение в состав комиссии С.П. Каракулева (главного инженера проекта Государственного института по проектированию коммунальных водопроводов и канализаций Северо-Кавказского Гипрокоммунводканал , г. Ростов-на-Дону). Именно он является автором всех разработанных вопреки положениям российского законодательства государственных санитарно-эпидиомологических норм, документации, призванной обосновать расширение зоны санитарной охраны месторождения пресных вод. Примечательно, что он во всеуслышанье заявил: Я сам ни разу не был в этой зоне, наверное, здесь были мои сотрудники . Такое отношение к своим должностным обязанностям продиктовано корыстными интересами и целями. Надежда на объективную работу С.П. Каракулева в составе данной комиссии - непростительная наивность.
    Председателем этой комиссии был А.Б. Новиков (советник Управления экономики окружающей среды и природных ресурсов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации), который убедительно продемонстрировал свою некомпетентность в вопросах, порученных ему для исследования.
    Служебная этика и чувство ответственности в ситуациях, порожденных неблаговидными политическими интригами, должны были заставить членов комиссии разместиться на базе специального представительства Президента Российской Федерации, пользоваться их бытовыми условиями, работать под опекой руководства спецпредставительства. На деле же все было наоборот: члены комиссии не смогли, скорее, не пожелали в равной мере дистанцироваться от ингушской и осетинской сторон, взяв за основу своей работы только законы и государственные нормативы.
    Возвращение в свои жилища и подворья в большинстве других населенных пунктов гражданам ингушской национальности также запрещено под различными надуманными предлогами. Поэтому более десяти лет безрезультатно пытаются вернуться на родину, в село Октябрьское около 3 тысяч ингушей, в село Ир - 1300, в среднюю часть села Чермен - около 1000, в южную часть села Камбилеевки - около 250, в правобережную часть села Тарское - около 350 лиц ингушской национальности. Самый веский довод руководства Северной Осетии в оправдание им же творимых беззаконий - это ссылки на то, что органы местного самоуправления  указанных селений категорически против возвращения ингушей в места постоянного проживания. Только здесь органы местного самоуправления наделяются, когда необходимо, полномочиями лишать конституционных прав российских граждан из-за их принадлежности к неугодной национальности.
    Это редкостное пренебрежение законами и общечеловеческой моралью имеет давние истоки. Тщательное изучение происходящих здесь процессов может положить конец потоку фальсификаций, служащих политико-идеологическим обоснованием правомерности деяний, чуждых демократическому и правовому государству.   
     Народ Ингушетии поддерживает государственный курс на решительную борьбу с терроризмом. Нет сомнений в том, что она должна быть строго последовательной, направленной прежде всего на изжитие условий, подпитывающих экстремистские настроения и устремления. Это вынуждает жестко пресекать все то, что прямо или косвенно направлено на ущемление или попрание конституционных прав каждого человека, любой общности законопослушных граждан и тем более - НАРОДА.
           Практике, многие десятилетия культивируемой в Северной Осетии, присуще противоположное. Здесь выпестована система ухищрений, призванная отстоять очень сомнительные обретения, от которых все иные народы отказались в период восстановления государственных образований репрессированных народов. Вина перед соседним народом стала причиной своеобразных комплексов, заставляющих пускаться во все тяжкие ради того, чтобы убедить Центр и самим подпитаться верой в собственные измышления о том, что ингушскому народу свойственны антигосударственные и антирусские настроения, отсталость, нежелание трудиться и т.п.
     Сложно оздоровить обстановку, вызванную ненормальными зигзагами отечественной истории, но это можно и нужно делать, если деятельность по укреплению Российской Федерации является приоритетной для большинства ее граждан, всех государственных структур и органов. Пока же, безоговорочность выполнения поручения Президента Российской Федерации подменена его виртуозным саботажем. Саботаж обусловлен особенностями обстановки и приобретенного отношения к возложенному делу, а виртуозность - следствие того, что нужна благосклонность федерального Центра, выраженная, прежде всего, в бюджетных дотациях. Нет необходимости расписывать, какие настроения формирует все это в широких массах населения.  
     Главным фактором усиления правопорядка и  упрочения мира в регионе является
безусловное выполнение всеми законов Российской Федерации, снятие препятствий возвращения граждан ингушской национальности на родину, в свои жилища и подворья.
     Мы должны заявить о том, что необходимо прекратить все разговоры по поводу того, нужен или не нужен Комитет Государственной Думы по делам национальностей, ведь Палата национальностей канула в прошлое, а Совет Федерации в большей степени отстаивает комплексные социально-экономические интересы регионов. Мы должны также поддержать Председателя Комитета В.И. Никитина в том, что должна быть обязательной этническая представительность депутатов и внести этот тезис в наши Рекомендации.
     Более того, считаю, что будет правильным, если мы обратимся в Государственную Думу с тем, чтобы в будущем поднять статус Комитета по делам национальностей, переименовав его в Комитет по правам народов. По многим актуальным вопросам в такой тонкой материи как национальная политика и межэтнические отношения на федеральном уровне не к кому обратиться, кроме Комитета по делам национальностей. Это говорит о его значимости, и она должна возрастать.
    Непонятно, как можно было упразднить Министерство по делам национальностей в многонациональном государстве. Страна, имеющая доставшиеся ей в наследство многочисленные проблемы в области межнациональных отношений, должна иметь  дееспособное и авторитетное Министерство. Предлагаю  отразить это в Рекомендациях   круглого стола .
    Россия станет страной подлинного равенства, дружбы и братства народов, несмотря на потуги сил с присущей им патологической потребностью в криминале, стремящихся увековечить неправедные и даже преступные обретения, в том числе и владение чужими территориями. Никто на месте лишенных родины не проявил бы смирения и покорности. Как бы не пугали мир ужасными последствиями полной реабилитации репрессированных народов, общественность России будет приветствовать торжество законности и справедливости, а те немногие, кто привыкли к положению привилегированных, пошумят и поутихнут в ожидании очередного явления стране отца народов .
    Постоянное напряжение из-за бесконечного взвинчивания обстановки на Северном Кавказе всем надоело. Народы устали. Им присущи миролюбие, стремление к созидательному труду, неприятие беззакония, несправедливости. Меры федеральных властей, предпринятые с учетом этого, создадут условия для установления подлинного мира в этом регионе. Полумеры  и тем более бездействие Центра - путь к новым межнациональным конфликтам на Кавказе и Юге России.