Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление Председателя постоянной Комиссии Народного Собрания - Парламента Республики   Ингушетия   по   межнациональным и  международным отношениям, связям с общественными и религиозными объединениями А.А. Нальгиева
                                   
Уважаемые участники круглого стола !

       В силу того, что я в Парламенте возглавляю Комиссию по межнациональным отношениям, мне приходится постоянно заниматься проблемами вынужденных переселенцев, появившихся в регионе Северного Кавказа, в частности, в Ингушетии. Тема моего выступления - Проблемы вынужденных переселенцев, а по сути дела, жертв этнической чистки, проведенной в 1992 году, возможно, кое-кому уже надоела. Но тяжелая участь людей до сих пор, к сожалению, не меняется к лучшему.
    Нас, участников круглого стола , я надеюсь, людей, уважающих и соблюдающих Конституцию Российской Федерации и законы, не может не волновать судьба этих людей, права которых, в том числе конституционные, нарушаются самым непосредственным образом. Дети, которым на момент так называемого осетино-ингушского конфликта было по 9-10 лет, стали взрослыми людьми. Они выросли в условиях абсолютного бесправия в лагерях беженцев, в условиях нищеты и невежества. Будут ли выросшие в этих условиях дети, уже взрослые люди, уважать закон, общество и государство? И что сделали мы для того, чтобы эти молодые люди уважали эти законы, это общество и это государство?
    Да, конечно, государственные органы российской власти, а также руководство обеих республик сотворили около 200 документов, призванных решить эти проблемы, но к глубокому сожалению, этим и ограничились. Более того, эти документы с неизменным постоянством игнорируются руководством Республики Северная Осетия - Алания, ссылаясь на морально-психологический климат и органы местного самоуправления. Последние два обстоятельства в руководстве Республики Северная Осетия - Алания ставятся выше Конституции и законов Российской Федерации.
     Последнее Соглашение, подписанное 11 октября 2002 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, породило новые надежды на эффективное решение проблем вынужденных переселенцев. Но эти надежды, к сожалению, пока оказались неоправданными. Если мы обратимся к стилю работы специального представителя Президента Российской Федерации, то вынуждены будем констатировать, что этот стиль в лучшем случае должен характеризоваться как роль стороннего наблюдателя. В худшем же случае, я уж не знаю в силу каких конъюнктурных или политических соображений, идет дезинформация руководства Российской Федерации и Президента В.В. Путина по части статистики возвращения вынужденных переселенцев в места прежнего проживания, подчеркиваю именно это обстоятельство.
     По данным спецпредставительства, оказана поддержка 21191 вынужденному переселенцу. Но реально вернулось около 13 тысяч человек. И это за десять постконфликтных лет! Более того, если мы проведем ревизию, а эта ревизия была бы нужна, то реально таких оказалось бы - 8-10 тысяч человек. А еще тысячи людей никуда уже не обращаются, пытаясь как-то выжить, не рассчитывая ни на государство, ни на законы, ни на Конституцию. Часть из них вернулась в Казахстан. Там, где они выросли в изгнании и где их приютил казахский народ, им может быть сегодня лучше, чем в России, на территории исконного проживания ингушей России, которые являются коренной национальностью.
    Сошлюсь на интервью начальника по делам миграции МВД РСО-Алания господина Цахилова, опубликованное 5 декабря 2002 года в газете Северная Осетия . Цитирую: Для части беженцев (речь идет о беженцах из Грузии) в Пригородном районе строится поселок Восход , куда проведены необходимые инженерные коммуникации. Было построено жилье для 86 семей. А недавно здесь начато строительство еще 70 домов .
     Между тем, из 16 населенных пунктов РСО-Алания, где ранее компактно проживали граждане ингушской национальности, полностью или частично недоступными для возвращения остаются город Владикавказ, Чернореченское, Терк, Южный, Октябрьское, центральная часть селения Чермен и это пресловутое Ир. Председатель Парламента уже говорил, что в сотнях метров полтора-два года ютятся 20 семей. От них дымом пахнет, они приходили и приходят ко мне сюда. Рядом - подворье, но говорят, - нет, нельзя, органы местного самоуправления не дают . Их возвращению, реализации их прав мешает Постановление 186. Это как раз та самая пресловутая водоохранная зона, тяжбы вокруг которой продолжаются уже несколько лет.
     Я не стану много говорить о социальной защищенности уже вернувшихся вынужденных переселенцев, просто приведу цифру, что 99% из этих людей не имеют работы. Обо всем остальном уже и говорить не надо: если человек не имеет работы, у него нет ни денег, ни всего остального.
     В школах и населенных пунктах, куда уже вернулись вынужденные переселенцы, обучается около полутора тысяч учащихся ингушской национальности.  Из них в школе 37 поселка Карца все, слава богу, благополучно, 398 учащихся обучаются совместно с детьми других национальностей. В остальных населенных пунктах - Куртат, Чермен, Донгарон, Тарское - дети ингушской национальности с трудом или вовсе не допускаются на занятия с детьми других национальностей. Не является ли это открытой дискриминацией ингушской части населения РСО-Алания? В части образовательных прав есть агрегации. Человечество недавно проходило подобный опыт в южных штатах США и ЮАР. Скамейка - для белых, скамейка - для черных.
      К сожалению, прекратила свою работу следственно-оперативная группа по розыску граждан, без вести пропавших в ходе конфликта. Не привлечен к ответственности  ни один виновный в совершении преступления на территории РСО-Алания в отношении граждан ингушской национальности. Полгода назад в результате схода ледника в РСО-Алания пропало без вести около 120 человек. Поиски этих людей продолжаются до сих пор. И такое отношение к людям можно только приветствовать. Но почему же поисками 186 человек ингушской национальности, пропавших в зоне конфликта, не занимается никто? Это что, граждане второго сорта, судьба которых уже никого не волнует?
     Почему органы прокуратуры РСО-Алания и Главное управление прокуратуры на Северном Кавказе при наличии необходимых материалов не принимают мер к должностным лицам, препятствующим восстановлению конституционных прав граждан по признаку этнической принадлежности? Я не знаю ни одного случая, чтобы это было сделано.
     В органах государственной власти и местного самоуправления Северной Осетии не обеспечивается представительство граждан ингушской национальности. Органами государственной власти РСО-Алания и спецпредставителем Президента Российской Федерации дается завышенная статистика по возвращению вынужденных переселенцев.
     В средствах массовой информации и официальной пропаганды РСО-Алания не проводится, с моей точки зрения, разъяснительная работа с населением по улучшению морально-психологического климата, способствующего возвращению вынужденных переселенцев и восстановлению их конституционных прав. Чиновники администрации местного самоуправления волокитят или отказывают гражданам ингушской национальности в выдаче справок или открытии банковских счетов на восстановление разрушенного жилья. Но зато без промедления выдаются справки на открытие банковских счетов с отказом от возвращения.
     Это нарушает Положение об открытии банковских счетов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года 274, согласно которому банковские счета, в первую очередь, открывают вернувшимся домой или желающим вернуться в места прежнего проживания вынужденных переселенцев. При этом отказникам выдаются неоправданно большие суммы по сравнению с теми, кто требует возвращения и денег на обустройство.
     В системе открытия банковских счетов много нарушений финансовой дисциплины. Вопреки требованиям названного Постановления Правительства Российской Федерации  открываются банковские счета и выделяются денежные средства категории граждан, чьи домовладения не были разрушены в ходе конфликта (Ингушетия, с. Майское Пригородного района, г. Моздок и др.). Есть случаи повторной оплаты восстановления одного и того же домовладения, подлога документов, искусственного завышения количества разрушенных в ходе конфликта домовладений. Таким образом, только по состоянию на конец 2000 года выделено более 21 млн. рублей, из которых уже выплачено более 16 млн. рублей. Я сейчас не буду об этом много говорить, это очень сложно, здесь нужны специалисты, ревизоры.
    Вы вчера видели новый паспорт, обмененный на старый. В старом была прописка, а в новом вообще нет никакого штампа. И мы сейчас говорим о каком-то законе! До сих пор в нашей стране Конституция и законы являются и декларацией, и декорацией!
      На блокпостах МВД РСО-Алания не отменена унизительная, противоправная практика досмотра и регистрации транспорта и граждан, проверки документов на предмет прописки. У нас что, Конституция определила, что мне можно только по прописке приехать в Рязань, во Владикавказ, в Кабарду и т. д.? Очень много жалоб на незаконные поборы на контрольно-пропускных пунктах сотрудниками МВД РСО-Алания.
    К сожалению, я ограничен во времени и не могу дальше продолжать бесконечный перечень ограничений прав и свобод граждан ингушской национальности. Позволю себе лишь дать некоторые рекомендации для решения проблем вынужденных переселенцев.
     Первое. Все проблемы, связанные с урегулированием осетино-ингушских отношений, должны решаться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и за пределы этого правового поля не выходить.
    Второе. Открыть все населенные пункты РСО-Алания для возвращения вынужденных переселенцев в места своего прежнего постоянного проживания.
    Третье. Обеспечить для вынужденных переселенцев, граждан ингушской национальности РСО-Алания свободу передвижения и выбора места проживания на всей территории Северной Осетии, и не только в Пригородном районе.
    Четвертое. Восстановить социальные, трудовые, образовательные и иные права для возвращения домой граждан ингушской национальности.
    Пятое. Обеспечить личную безопасность граждан, вернувшихся в места своего прежнего проживания, это до сих пор проблема.
    Шестое. Принять все меры в целях обеспечения своевременного и полного финансирования мероприятий по ликвидации конфликта осени 1992 года.
    И седьмое. Неукоснительно и в срок выполнять все достигнутые между двумя республиками договоренности, соглашения, нормативные и правовые документы по проблеме ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта при участии и строгом надзоре федеральных органов власти.
Все призывы - ребята, давайте жить дружно! - уже не действуют. В конце концов, мы живем в государстве, где есть Конституция и есть власть. Пора их употребить.