Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление   заместителя   Генерального   прокурора   Российской Федерации         
  С. Н. Фридинского

                                    
Уважаемые участники круглого стола !

      Безусловно, межнациональные отношение на Северном Кавказе - одна из важных составляющих мира и спокойствия в нашем регионе. Я не оговорился, именно в нашем регионе, потому что я себя больше отношу к этому региону, чем к Центру, хотя являюсь чиновником от федерального Центра.
    Решение всех вопросов, обсуждаемых сегодня на круглом столе , на мой взгляд как представителя Генеральной прокуратуры, возможно только в одних рамках - в рамках законности, о которой говорил уважаемый Руслан Султанович Плиев. Без этой правовой основы мы вряд ли что сможем сделать.
     Вольно или невольно, но наш разговор о межнациональных отношениях на Северном Кавказе перешел в рамки отношений между Осетией и Ингушетией. И это понятно, так как вызвано отчасти и тем представительством, которое мы сегодня здесь имеем, и местом, где проводится наше мероприятие. Но я должен сказать, что осетино-ингушский конфликт - это не единственная  проблема на Северном Кавказе, хотя сегодня я тоже как человек, поверьте, не ангажированный ни той, ни другой стороной, а руководствующийся только законами, в рамках которых я осуществляю свою деятельность,  буду говорить, в первую очередь, именно об этом.
     Должен сказать, у меня сложилось глубокое убеждение в том, что простые люди, о которых мы сегодня так много говорим - и осетины, и ингуши, они не против друг друга. И я не думаю, что распри достигли такого масштаба, что люди не хотят жить вместе.  Я все больше прихожу к убеждению, и об этом сегодня тоже уже говорили, что эти противоречия зачастую подогреваются искусственно.
     На мой взгляд, бесконечные обвинительные речи не приносят никакой пользы. Легко выступать  и говорить, что вот это - не так, да  и это тоже - не так.
     Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я считал, что главной его задачей  является поиск путей или хотя бы некоторых его направлений, по которым можно было бы идти дальше в решении этой проблемы.
    Безусловно, мы не сможем силовым путем решить эти проблемы, хотя первоначально такие мысли у меня были. Но накал страстей в ходе проведения тех или мероприятий убеждает нас в том, что силовым путем этих проблем не решишь никогда. К их решению нужно идти весьма продуманно с тем, чтобы  делать действительно то, что нужно людям, а не отдельным политикам.
     Я никак не могу согласиться, что правоохранительные органы занимают в этом прооцессе пассивную позицию и, как говорят некоторые, не знают, что происходит на Северном Кавказе.
     Я вам скажу, что дело дошло до того, что мы прокуроров из Северной Осетии и Ингушетии вместе с другими прокурорами выставляли на границе, чтобы они участвовали во всех переселениях и прямо в ходе этих мероприятий возбуждали уголовные дела. Я могу также привести совсем недавний пример, когда расследовано и направлено в суд дело в отношении нескольких милиционеров РСО-Алания, которые в ходе этих мероприятий побили ингушских милиционеров.
     Я не говорю, что сделано все. Да, в этих делах мы не дошли до самих организаторов. И я говорю об этом открыто. Но рано или поздно мы сумеем это сделать.
     Хотел бы вам также сказать, что в течение двух последних лет мною дважды  вносились представления как Президенту РСО-Алания, так и Президенту Республики Ингушетия о том, чтобы принимались меры для устранения нарушения закона. И то, что  это не афишируется, я могу объяснить еще раз тем, что не считаю возможным, нужным и полезным выступления с обвинительными речами. Но мы знаем, что  нарушения закона есть и принимаем меры к тому, чтобы виновные лица несли за это ответственность.
     Несмотря на то, что прекращено бюджетное финансирование работ оперативно-следственной службы, по моему решению нашими силами эта группа продолжает работать. Четыре месяца назад раскрыто одно из многочисленных убийств, которое было совершено в 1992 году. Арестовано и находится под стражей виновное лицо. И эта группа будет продолжать работу. Я не раз говорил на уровне чиновников, принимающих решения, что, на мой взгляд, финансирование отдельной оперативно-следственной группы, которая работала несколько лет, нужно возобновить.
     Возвращаясь к вопросу о межнациональных отношениях, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что наши проблемы надо начинать решать не с обвинений, а с конкретных решений, принимаемых в каждой республике и в регионе в целом.
     Я веду речь о законах, на основании которых  должна строиться вся наша жизнь и хочу напомнить, что два года назад Президентом Российской Федерации была поставлена задача по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством. Но по многим вопросам эта законодательная база не приведена в соответствие даже на сегодняшний день. И не потому, что прокуроры этого не делали, а потому, что в субъектах эти вопросы решаются достаточно медленно. Это касается законодательной базы как органов местного самоуправления, так и  республик.
     Здесь присутствует прокурор Республики Ингушетия, который в течение длительного времени, несмотря на то, что сам, я извиняюсь за грубость, получал за это, пытается привести законодательную базу в Республике в соответствие с федеральным законодательством.
     Мы через суды вынуждены были отменять многие решения.  Судебные решения, которые принимаются в районных судах субъектов нашего округа, заставляют нас порой доходить до Верховного Суда Российской Федерации, чтобы  привести их в соответствие с федеральным законодательством. И до тех пор, пока этого не будет сделано и правоохранительные органы будут лишены возможности работать на основании именно этих нормативных актов, работа будет продолжаться.
     Главная моя мысль состоит в том, что, если мы, каждый на своем месте, начиная от чиновника районного масштаба и заканчивая республиканскими властями, придем к убеждению, что должно быть единое законодательное поле во всей стране и  приведем наше законодательство в определенную систему, тогда мы сможем спрашивать с чиновников за то, что они должны делать.
     И второй вопрос, который мне представляется очень важным. Действительно, за последние годы принято более двухсот постановлений Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации, а также других подзаконных актов, в которых уже в 1996-1997 г.г. было предписано закончить процесс нормализации осетино-ингушских отношений. Но вопрос не решен до сих пор. Связано это, на мой взгляд, в первую очередь, с тем, что за выполнение декларативных требований, которые там изложены, и спросить-то собственно не с кого, потому что соглашения и планы подписываются, разрабатываются и утверждаются, но они не содержат сведений о конкретных мероприятиях и конкретных лицах, которые должны за них отвечать.
    Когда начинаешь анализировать, что делает комитет, миграционная служба в субъекте для устранения недостатков, что делает председатель комитета или ответственное лицо в правительстве, то получается, что  ответственных нигде нет. Я считаю, что для решения вопроса и для достижения конкретных результатов законодательные акты и рабочие документы правительств, комитетов или республик должны приниматься с соответствующей постановкой ответственных лиц, мероприятий и сроков выполнения. Только тогда мы сможем с них спросить надлежащим образом.
     Я считаю,  что говорить о том, что конфликт не разрешен и в этом виноваты все, бессмысленно и не думаю, что это принесет пользу.
     Я убежден в том, что на процесс обострения осетино-ингушских отношений оказывают влияние различные течения национального толка, которые присутствуют на Северном Кавказе.  И я обращаюсь ко всем, чтобы мы, обсуждая последствия осетино-ингушского конфликта или любой другой вопрос межнационального характера, не  забывали о таких вещах, о которых сегодня говорят все больше и больше. Я имею в виду борьбу с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, которые на территории всех республик Северного Кавказа играют довольно значительную роль.
     Вы знаете, что за прошлый год в судах рассмотрено достаточно много дел экстремистской направленности. Мы там услышали невероятные вещи, когда подростки 18-19 лет давали на суде показания о том, что они совершали акты терроризма, опьяненные религией, которую в них воспитывали с 14-15 лет.
     Но мы слышали и другое. Так, Председатель духовенства Кабардино-Балкарской Республики рассказывал нам, что им было известно о существовании экстремистских религиозных течений. Им было известно и то, что в мечетях собирают  народ  и там детей одурманивают этой религией. Они пытались бороться своими силами. Но возникает вопрос, почему же вы одни пытались с этим воевать? У нас, говорит, не принято обращаться куда-либо за помощью, с чем сами можем, с тем и справляемся.
     Но в таких вопросах нужно опираться не только на свои силы, но и привлекать  правоохранительные органы, всю государственную машину. Если мы не будем этого делать, если здесь мы не найдем сотрудничества, то мы можем проиграть очень много позиций и, в первую очередь, среди молодежи, о которой сегодня говорили очень много.
     Такая обстановка не только в Ингушетии, но и в Чеченской республике, и в Карачаево-Черкессии, и в Кабардино-Балкарии, где молодежь десятками, а то и сотнями прошла через лагеря Хаттаба.  Мы видели плачущих матерей, которые говорили нам: Мы не могли спасти своих сыновей, у нас не было для этого сил .
     Надеюсь на конструктивное сотрудничество и хочу подтвердить, что управление Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе готово рассматривать и разбираться со всеми обоснованными обращениями, которые касаются в том числе и вопросов межнациональных отношений субъектов Российской Федерации.