АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)
Уважаемые дамы и господа!
В своем выступлении я остановлюсь только на некоторых нерешенных проблемах взаимоотношений Осетии и Ингушетии. При этом я полностью согласен с мнением Р.С. Плиева, который считает, что сложившиеся взаимоотношения между этими республиками нельзя характеризовать как результат межнационального конфликта.
Внимательно слушая выступающих, у меня создалось впечатление, что они много внимания уделяют важным, но все же частным вопросам таким, как оказание помощи по переселению отдельных лиц, привлечение к судебной ответственности виновных и т.п. Но при этом упускается самое главное - требование реализации в полном объеме Закона О реабилитации репрессированных народов .
Остановлюсь на одной из самых главных проблем - на территориальной реабилитации репрессированных народов. В статьях 3 и 6 Закона О реабилитации репрессированных народов речь идет не об изменении территориальных границ национальных образований, а о восстановлении границ, о восстановлении территориальной целостности тех территорий, которые у них были отторгнуты в трагические годы сталинских репрессий.
Еще в Декларации О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав , принятой Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 г., заявлялось: Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям .
В Постановлении Верховного Совета РСФСР О порядке введения в действие закона РСФСР О реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 1991 года также речь шла только о восстановлении территориальной целостности национально-государственных образований и административно-территориальных границ, существовавших до их насильственного антиконституционного изменения .
Таким образом, цитируемыми документами однозначно установлена и законодательно закреплена необходимость восстановления территориальной целостности национально-государственных образований репрессированных народов и их границ. Тем не менее, для многих репрессированных народов, и в частности для ингушского народа, эта законодательная норма не реализована в полном объеме.
Каковы причины такого отношения к действующему законодательству? Какова аргументация противников территориальной реабилитации в полном объеме?
Во-первых, они заявляют, что Закон якобы не соответствует Конституции Российской Федерации. Это утверждение ложно или, по крайней мере, ошибочно, так как в Конституции ничего не сказано о восстановлении административно-территориальных границ. В ее 67 статье записано: Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия . Причем, если для изменения границы требуется взаимное согласие субъектов Российской Федерации, то для восстановления границы никакого согласия субъекта Российской Федерации, в пользу которого были изменены границы, не требуется.
Во-вторых, противники полной реабилитации ингушского народа заявляют, что возвращение ингушей на их исконные родовые территории недопустимо из-за возможного нарушения ими природоохранного режима заселяемых территорий. Тем не менее, часть Пригородного района уже заселена беженцами из Южной Осетии.
В-третьих, до настоящего времени отсутствует механизм реализации Закона. Да, механизм реализации, по-видимому, отсутствует, но кто в этом повинен? Повинна Государственная Дума, повинно Правительство Российской Федерации, которым были даны поручения разработать соответствующие мероприятия по реализации Закона.
В-четвертых, большинство депутатов Государственной Думы, причем самого разного политического спектра - от крайне левых до крайне правых, и чиновники властных структур считают, что возвращение отторгнутой от Ингушетии территории приведет к большой крови. Но еще в 2001 году на проведенном нашей организацией круглом столе было верно отмечено, что ни один из многочисленных кровавых конфликтов, произошедших на территории бывшего СССР и Российской Федерации, не был следствием Закона О реабилитации репрессированных народов . Более того, причиной кровавых событий даже в Пригородном районе послужил не сам Закон, а его невыполнение.
Очевидно, что прослеживается тенденция затягивания решения вопроса о территориальной реабилитации. Сначала ввели мораторий на три года, потом еще и еще. И вот противоположная сторона, я называю противоположной стороной - осетинскую сторону, сознательно затягивает процесс восстановления территориальной целостности Ингушской Республики, а ранее - ЧИАССР. Чем дальше мы удаляемся от 1991 года - года принятия Закона, тем труднее вернуться к процессу восстановления того, что было незаконно отторгнуто от этой Республики. А это сделать необходимо.
А что происходит на самом деле? В Госдуму вносится проект Постановления о ликвидации этого Закона и его объединении с Законом О реабилитации жертв политических репрессий . Что могло бы произойти в результате издания нового закона? Все то положительное, прогрессивное, все то, что клеймило кровавые страницы сталинского режима, было бы перечеркнуто и ликвидировано.
Какие причины массового неприятия территориальной реабилитации репрессированных народов? На мой взгляд, такое мнение создается в результате, я не постесняюсь сказать, оголтелой пропаганды, агитации против этого закона в целом, а также представления ингушей, чеченцев и многих других кавказских граждан Российской Федерации, как людей, способных только ко всяким криминальным, агрессивным действиям вплоть до организации террористических актов.
Все изложенное выше, да и многое другое, свидетельствует об отсутствии в государстве понимания национальных проблем и, как следствие, внятной национальной политики. Только полнейшей безграмотностью и политической недальновидностью можно объяснить временами поступающие предложения о ликвидации всех национально-территориальных образований - национальных Республик.
Сопоставление здесь с Соединенными Штатами совершенно не правомерно, так как там, кроме коренного индейского населения, - все пришлые, все иммигранты. А у нас - сложившиеся национальные структуры, люди, которые веками жили на своей территории со своими обычаями, культурой. И в таком многонациональном государстве умудрились ликвидировать Министерство по делам национальностей!
Я недавно выступал на так называемой переговорной площадке по проблемам беженцев и переселенцев, которая была организована Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, где в обсуждении проблемы участвовали руководители Администрации Президента и представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Министр Российской Федерации В.Ю. Зорин, заместители Министра МВД России, ответственные за паспортно-визовую службу и за миграционную политику, депутаты Государственной Думы. Я и другие представители неправительственных организаций предложили конкретные меры по решению миграционных проблем, затрагивающих людей самых разных национальностей, в том числе касающиеся принятых федеральных законов О гражданстве Российской Федерации и О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации . Что же мы услышали в ответ? - Давайте в течение года посмотрим, как эти законы будут действовать, и по результатам мониторинга примем решение. Мы говорим: Неужели люди, которые страдают от этих безумных законов, должны в течение года терпеть, ждать? На это никакого внятного ответа не последовало.
У нас в России отсутствует четкое понимание того, что мы - многонациональное, многоконфессиональное государство, что мы должны решать возникающие вопросы в интересах всех народов, а не только в пользу русского народа, хотя и это необходимо. Но, говоря о русском народе как государствообразующем, не надо забывать, что государствообразующими народами (в широком понимании этого термина) являются и ингуши, и чеченцы, и карачаевцы, и кабардинцы, и татары и многие другие. Иначе волну того фашизма, который мы наблюдаем, не остановить.
В проекте Рекомендаций круглого стола , в частности, в разделе поручений Правительству Российской Федерации считаю необходимым дополнить запись - рассмотреть на одном из ближайших заседаний Правительства Российской Федерации ход реализации Закона О реабилитации репрессированных народов фразой - и принять меры к его неукоснительному выполнению в полном объеме .
Считаю необходимым обратиться к несогласным с конституционностью Закона О реабилитации репрессированных народов с предложением подать оформленное соответствующим образом заявление в Конституционный Суд Российской Федерации, прекратив тем самым постоянное муссирование этого вопроса.
В связи с этим я хотел бы сказать, что если ликвидировать основополагающие статьи Закона - ст. 3 и ст. 6, то это автоматически приведет к тому, что весь Закон потеряет смысл. И такие его статьи как ст. 5, ст. 7, ст. 11, ст. 12 и т. д. перестанут работать. Поэтому мы должны объединенными усилиями требовать реализации Закона в полном объеме. Для этого нужно действовать всеми возможными путями: защищать отдельных людей, добиваться переселения отдельных лиц в Пригородный район, во Владикавказ и т.п., добиваться регистрации ингушей по месту их фактического жительства в Пригородном районе. Недопустимо лишение их права иметь в паспортах отметки о регистрации по месту жительства, это явно дискриминационный акт. Следует обратиться и к ингушам, проживающим или собирающимся вернуться в Пригородный район с просьбой подтвердить свое намерение и обратиться с таким пакетом заявлений к Президенту Российской Федерации, убедив его, что решение проблемы Пригородного района - это не блажь политиков. Не исключаю, что нужно провести такую же акцию и по всей Республике Ингушетия, чтобы все ингуши болели за беженцев из Пригородного района. Нужно защищать не только отдельных людей, а и народ в целом.
Если бы была финансовая поддержка, наша организация постаралась бы помочь ингушскому народу вернуть то, что у него было отторгнуто.
10 апреля сего года наша организация совместно с Российским Красным Крестом проводит очередной круглый стол , посвященный положению мигрантов в Российской Федерации в связи с новым миграционным российским законодательством, а впоследствии - конференцию на тему: О положении с правами человека на Северном Кавказе . Надеюсь, что, как всегда, общественные организации внесут свой весомый вклад в решение этого вопроса.