Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление Председателя общереспубликанского общественно-политического движения Ахки-Юрт К-С. А-К. Кокурхаева

                               

Уважаемые участники круглого стола !

      Мы, десятки тысяч участников движения депортированных из Пригородного района и г. Владикавказа, с удовлетворением отмечаем, что инициативы и усилия Президента Российской Федерации В.В. Путина, активно поддержанные Президентом Республики Ингушетия М.М. Зязиковым и направленные в целом на обеспечение мира и стабильности на Северном Кавказе, дают свои положительные результаты.
     Проблема осетино-ингушских отношений заслуживает самого серьезного к себе внимания. Более 10 лет продолжаются попытки, направленные на урегулирование этих отношений, за это время заключено бесконечное множество двухсторонних, трехсторонних соглашений, договоров и других документов. Но все усилия были направлены на борьбу с болезнью, которая называется межнациональный конфликт . Борьба с болезнью, а не с ее причинами, как известно, обречена на провал.
     Причины возникновения проблем в осетино-ингушских отношениях кроются в том, что последние 60 лет государство допускало произвол и беззаконие в отношении ингушского народа. Если посмотреть динамику развития этой проблемы хронологически, то получим достаточно полное представление о причинах, вызвавших сегодняшнее состояние осетино-ингушских отношений.
    1944 год - год депортации ингушского народа, упразднения его государственности и передачи Пригородного района и других его районов Северной Осетии. Конституция Республики растоптана.
    1944 - 1957 г.г. - 13 - летняя ссылка со всеми ее негативными для народа последствиями.
    1957 г. - восстановление ЧИ АССР. Указ 1944 г. о ликвидации Республики утратил силу. Пригородный район остается под юрисдикцией СО АССР, хотя Конституция ЧИ АССР, по которому этот район принадлежит ингушскому народу, не отменена.
    1957-1990 г.г. - процесс интенсивного заселения ингушских сел Пригородного района осетинским населением, при этом к началу 90-х годов значительную часть населения (около 70 тыс. человек, включая проживающих в г. Владикавказе) составляют ингуши.
    1991-1992 г.г. - годы демократизации российского общества. Ингуши реабилитированы, репрессивные акты признаны незаконными и преступными и      отменены.
    Параллельно проводится политика насильственного выдавливания ингушей из Пригородного района и г. Владикавказа. Тогдашнее руководство СО АССР, поддержанное реакционными силами в Центре, развязывает трагедию осени 1992 года. Последствия известны. Таким образом, действие кулачного права , по которому сильный всегда прав - вот причина  осетино-ингушского конфликта, выражающегося в систематическом нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации ингушской национальности. Необходимо устранить кулачное право , согласно которому десятки тысяч граждан Российской Федерации ингушской национальности, депортированные из Пригородного района и г. Владикавказа в 1944 г. и в 1992 г. повторно,  лишены возможности вернуться к месту своего постоянного жительства - в свои села, дома, подворья и квартиры.
    Межнациональные отношения должны строиться  на основе общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Перспективные интересы России, как нам представляется, состоят в установлении равного, основанного на действующем федеральном законодательстве, отношения к обоим субъектам. Федеральные органы государственной власти, если они, действительно, заинтересованы в нормализации осетино-ингушских отношений, обязаны предпринять действенные и неотложные меры по переводу межнациональных отношений в правовое русло, по исполнению федерального законодательства в части определения границ Республики Ингушетия.
    Вопрос об административно-территориальной  границе неразрывно связан с реализацией гражданами Российской Федерации их конституционных прав. На это обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации (Пост. от 22.01.02 г. 2П). Имеются все основания утверждать, что последние десять лет осетино-ингушские отношения пытались уложить в прокрустово ложе по сценарию, когда одна сторона не признавала Закон О реабилитации репрессированных народов , т.е. не признавала незаконность и преступность репрессий в отношении ингушского народа, не признавала, что административно-территориальные границы между Ингушетией и Северной Осетией в 1944 г. насильственно и антиконституционно изменены, не признавала законность требований ингушской стороны о восстановлении административно-территориальных границ в соответствии с действующим федеральным законодательством.
    Мы вынуждены констатировать, что отношение к законности в нашем регионе  пока еще не изменилось. И этому есть причина - неисполнение федеральных законов объясняется наличием на региональном уровне территориальной экспансии, проводимой властями РСО-Алании со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, массовыми нарушениями прав и свобод граждан Российской Федерации ингушской национальности. Перспективные интересы России состоят также в признании этого факта и принятии действенных мер по пресечению произвола и беззакония, творимых властями РСО-Алании в отношении ингушского населения.
    В заключении несколько слов по поводу замечания Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей В.И. Никитина о целесообразности внесения изменений в Закон О реабилитации репрессированных народов , поскольку, по его мнению, исполнение его в части территориальной реабилитации не может дать ничего, кроме дестабилизации.
    Во-первых, попытки выхолостить Закон О реабилитации репрессированных народов , исключив из него статьи 3 и 6, по инициативе осетинской стороны делались и раньше, но безуспешно.
    Во-вторых, ссылки на якобы имеющиеся противоречия статей 3 и 6 этого Закона ч.3 ст. 67 Конституции Российской Федерации как на основание постановки вопроса об изменении Закона О реабилитации репрессированных народов не состоятельны. В Законе и Конституции речь идет о различных правоотношениях. В статьях 3 и 6 Закона говорится о праве реабилитированного народа на свою землю, на восстановление насильственно, антиконституционно измененных его административно-территориальных границ, то есть о правах и свободах, предоставляемых народу этим  законом. Согласно ч.3 ст. 67 Конституции Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия, т.е. по Конституции требуется взаимное согласие субъектов на изменение их собственных границ, а самоуправно установленные административно-территориальные границы к таковым не относятся. На их изменение согласия не требуется.
    В-третьих, восстановление в соответствии с Законом О реабилитации репрессированных народов насильственно, антиконституционно измененных границ есть не что иное, как реализация права народа на свою землю, незаконно находящуюся под юрисдикцией другого субъекта (РСО-Алания).
    Отмена или умаление этого права есть нарушение закона, поскольку, согласно ч.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина .
    Соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации ингушской национальности на территории Пригородного района напрямую связано с восстановлением границ, нарушенных в 1944 году.