АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)
Я очень близко принимаю к сердцу проблему, которая касается Северного Кавказа, этой прекрасной земли и проживающих здесь замечательных народов.
Первое, что мне хотелось бы сказать, что проблема эта, как угодно назовите, конфликта, провокации, трагедии 1992 года, продолжающаяся и в 2003 году - эта проблема уже далеко не внутренняя. Она - не только кавказская, не только осетино-ингушская и не только российская. Сегодня это международная проблема.
Я хотела бы проинформировать высокое собрание о том, что общенациональный союз ингушского народа Даймохк стал членом Федерального союза народов Европы, имеющего консультативный статус при ООН и при Евросовете. И на первом же конгрессе в Субботице, на котором Даймохк был принят в члены Федерального союза, были приняты и направлены от имени Евросовета Президенту Российской Федерации, руководителям суверенных субъектов Российской Федерации две официальные резолюции, касающиеся этой проблемы, с четким, на основе международного права определением невозможности затягивания этой ситуации. И нельзя не считаться с этим и не выполнять международные нормы права, которые нашли отражение в Декларации Съезда народных депутатов СССР, о преступности всех актов, всех репрессий против отдельных народов, против народов в целом.
Эти акты с точки зрения и внутреннего, и международного права включают и разделы республик, и присоединение части исконной территории этих республик после депортации этих народов к другим республикам, государствам или субъектам федерации. Вот этот преступный акт, и я настаиваю на этой терминологии, требует своего исправления законными средствами на основе волеизъявления народа, на основе права и международных законов.
Прежде чем попасть в этот прекрасный зал, мы посетили Карабулак. Мы были в этот раз в лагере беженцев из Пригородного района и видели паспорта, в которых нет прописки, видели глаза людей, полные отчаяния. Мы понимаем, что та проблема, которая в 1992 году решалась огнем и мечом, БТРами федеральных сил, сегодня решается издевательством чиновников, отказывающих гражданам ингушской национальности в прописке, в восстановлении их исконных прав - вернуться к своим подворьям, к своим домам. Это будет продолжаться бесконечно, пока ситуация не разрешиться коренным образом - восстановлением территории Ингушетии в том виде, в каком она была до преступной депортации ингушского народа.
И второй момент. Речь идет о дискриминации граждан ингушской национальности, повторяющейся, продолжающейся, несмотря на все указания и поручения Президента Российской Федерации.
Я хотела бы сказать о том, что, конечно, мы не можем обсуждать здесь сегодня только одну проблему, так как тема круглого стола выходит за пределы одного вопроса и касается актуальнейших проблем всей общественно-политической жизни страны. Одну из этих проблем - об экстремизме - поднял заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, и я очень рада, что он ее поставил. Мы, действительно, живем в страшное время, во время разгула бесчинствующей, фашиствующей молодежи. Мы живем в Москве, где фашиствующие мальчики и девочки 15-16 лет забивают до смерти людей китайской, японской, кавказской и любой другой, какой угодно, национальности. Эти фашиствующие молодчики воспитываются очень авторитетными организациями и сектами. Так что экстремизм у нас существует, и существует он на широком поле. Экстремизм существует и здесь, в Южном федеральном округе. У нас есть очень тревожные сигналы о казацких бесчинствах в Краснодарском крае в отношении к туркам-месхетинцам и к другим национальностям, не устраивающим фашистских молодчиков, представляющихся в разных декоративных и ряженых формах, даже народами этого края. Так что это очень сложная и очень большая проблема.
Я глубоко солидарна с мнением, что никакая обвальная суверенизация не грозит России и ничего страшного в суверенизации республик нет. Я, например, горжусь ингушским народом, что он имеет суверенную Республику Ингушетию. Также я горжусь актами суверенизации, предпринятыми народами Татарстана, Башкортостана, РСО-Алания. Это необходимый, важнейший шаг - суверенизация народов, распрямление плеч, возрождение национального достоинства. Обвальная суверенизация - это что-то негативное, а на самом деле это прогрессивнейший процесс в нашей политической национальной истории.
Я хотела бы в плане некоторой полемики сказать следующее. Я не помню, кто из уважаемых ораторов говорил о том, что мы получили печальные результаты при развале СССР. За этим развалом , видимо, опять чудится чей-то заговор, чье-то тлетворное влияние. Американский империализм, видимо, этим занимался. Если мы будем это повторять, тем более в официальных речах, то это приведет к признанию нелигитимности того государства, гражданами которого мы являемся, а именно Российской Федерации, ставшей независимым государством после того, как перестал существовать СССР.
Если же мы убеждены в легитимности России, в том, что Россия - не какое-то временное существо, появившееся в результате чьего-то заговора, а государство, которому века жить на земле, то давайте уважать процесс создания на руинах СССР новых государств, возникших по воле народов суверенной Украины, суверенных государств Балтии и России, потому что только процесс распада СССР привел к установлению Российского государства. Такова моя точка зрения. Это, может быть, вопрос дискуссионный, но давайте говорить и об этом.
Вопросы устройства российского Правительства не входят в компетенцию нашего собрания, но все же я хочу высказаться по поводу Министерства по делам национальностей Российской Федерации и по поводу Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Многие сожалеют о том, что Министерство по делам национальностей ликвидировали. Но давайте смотреть не на слово, не на красивое название, а на суть этого учреждения, которое в течение девяти лет, меняя своих лидеров - Абдулатипова, Михайлова (и кого там еще?), фактически не сделало ничего для настоящего решения национальных проблем, а уж тем более для защиты прав народов. Поэтому, на мой взгляд, нет ничего страшного в том, если у нас не будет такого Министерства и не будет такого равнодушного Министра, каким был господин Михайлов.
Совсем другое дело - Комитет Государственной Думы по делам национальностей, я скажу это как человек, далекий от Думы. Я абсолютно убеждена, что это островок подлинной защиты народов, очень спокойной, не активной, не слишком радикальной, но благородной и последовательной защиты. Поэтому прекрасно, что он существует. И, может быть, не стоит травмировать ситуацию лишними предложениями об изменении его названия, ведь не в названии дело. Но это прекрасно, что он существует, что под его руководством проходят очень интересные и, я думаю, результативные, совещания и мероприятия. Поэтому его надо беречь, так как он является рычагом благородной, последовательной и гуманной национальной политики.
Я мечтаю о том, что наступит время, когда не представители ингушских общественных организаций, а прежде всего, представители осетинской стороны и мы все последовательно и настойчиво будем выступать и требовать скорейшего решении этого вопроса в пользу ингушского народа, объясняя их права на эту землю, откуда произошел ингушский народ и несправедливость этой аннексии. А представители ингушских общественных организаций, ингушские парламентарии будут думать о том, как обеспечить права осетин, остающихся на этой земле, как первым делом открыть осетинскую школу, поставить памятник выдающимся деятелям осетинской культуры.
Здесь говорили о том, что путь к решению ингушской проблемы и миру на ингушской земле идет через Москву. Но, на мой взгляд, путь к решению этого вопроса идет не через далекие столицы, он идет через ваши сердца, через ваши земли. Так что к вам я обращаю это слово.