Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление главного советника аппарата полномочного      представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
В.В. Гаташова

                                                        
Уважаемые коллеги!

      Мне кажется, что в работе нашего круглого стола можно выделить  две доминанты. Одна из них определяется теми страхами и опасениями, которые порождены нашим недавним прошлым. Действительно, наш регион прошел в первой половине 90-х годов прошлого столетия через суровые, порой жесткие испытания, которые проверили на прочность межнациональные отношения на Юге России.  И эти события до сих пор накладывают свой отпечаток на восприятие современной ситуации.
    С другой стороны, я чувствую в выступлениях своих коллег надежды на будущее, обусловленные теми позитивными тенденциями, которые  определяют в настоящее время развитие российской государственности. Да, нынешняя действительность еще сохраняет свой противоречивый характер. Поэтому очень важно, чтобы наша оценка   процессов, развивающихся на Юге России, носила корректный характер: не упускала новых возможностей для решения тех или иных острых проблем, но и не впадала в излишний оптимизм.
    Хочу отметить одно важное обстоятельство, создающее новые возможности для стабилизации ситуации на Юге России. Есть такая поговорка: Не было бы счастья, да несчастье помогло . Применительно к нашему разговору это означает следующее. В  ходе непростых испытаний прошлого люди обрели некий  собственный опыт, позволяющий им более трезво оценивать происходящие события, позиции вовлеченных в них политических сил.
     Недавно мне довелось побывать в Карачаево-Черкесской Республике, где в этом году предстоят выборы Президента Республики. Общаясь с разными людьми, нередко слышал следующее мнение по поводу событий 1999 года, когда  во время выборов Президента КЧР в Республике возникло острое межэтническое противостояние: Мы обрели опыт, убедивший нас в том, что все мы стали игрушками в руках политиков,  манипулировавших нами во имя своих амбициозных, эгоистических интересов и целей . Этот опыт обрели и другие народы нашего региона.
     Итак, налицо существенные изменения, которые произошли в политической культуре населения региона. И это важная предпосылка для стабилизации межнациональных отношений на Юге России. Это тот капитал, которым надо разумно и эффективно распорядиться.
     Однако, если говорить об основном звене, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь проблем , то оно находится в руках политиков и государственных деятелей. От их способности эффективно использовать новые возможности, вовлечь в процесс постконфликтного развития все политические, экономические, культурные ресурсы будет зависеть мир и стабильность в отношениях между народами Юга России.
    Важным условием эффективности этой работы является политическая культура федерализма. Эта культура формируется сложно, противоречиво. Даже дискуссия, которую мы ведем в этом зале, свидетельствует об этом. В чем суть этой культуры? Она - в понимании каждым уровнем власти своей ответственности в пределах имеющихся полномочий, в умении эффективно использовать эти полномочия.
     На нашем круглом столе звучит немало требований и обвинений, предъявляемых федеральному центру. Однако федеральный центр сделал немало для того, чтобы решить наиболее сложные проблемы в зоне постконфликтного развития.
     Возникает естественный вопрос, а все ли делается на местах? Не случайно аналитики, изучающие состояние процесса постконфликтного развития, отмечают, что сейчас особенно важно содействовать развитию контактов между осетинами и ингушами, проживающими в общих селах. Последствия конфликта могут быть ликвидированы лишь при условии восстановления и развития нормальных отношений между людьми, проживающими в одном селе, на соседних улицах.
    Эти меры не должны носить искусственный характер. Более всего людей сближает общее дело. Поэтому восстанавливать тонкую сеть нормальных человеческих отношений следует, объединяя людей на основе совместного поиска решения экономических, социальных проблем. И в этом важную роль должны играть органы местного самоуправления. Именно они должны взять на себя решение этой непростой задачи.
    Мы очень много говорим здесь о восстановлении границ, о необходимости в полной мере задействовать Закон О реабилитации репрессированных народов .
     Уважаемые коллеги! Но неужели опыт недавнего прошлого нас ничему не научил? Неужели еще где-нибудь должна пролиться кровь, чтобы стало абсолютно ясно, какое это опасное занятие - облекать политический популизм в правовые формы, да еще в такой опасной сфере, как межнациональные отношения? Представляется, что и установки, оставшиеся от времен конфронтации, мешают реалистически взглянуть на положение дел и продвинуться в постконфликтном развитии.
     Сейчас надо ставить вопрос не о восстановлении прежних границ, а сосредоточить усилия на том, чтобы наши граждане не замечали существующих границ. И в этих целях наращивать усилия по укреплению единого экономического и правового пространства, чтобы каждый осетин или ингуш мог свободно реализовать свои гражданские права в любом регионе России. И с этой точки зрения, пусть де-юре остаются границы, но пусть де-факто они стираются. Может быть, именно на это необходимо направить усилия и  правозащитных организаций, и государственных структур.
     Еще одна проблема. Необходимо оказывать поддержку всем процессам, которые ограничивают этноцентристские процессы, нейтрализуют процесс замыкания народов в своих национальных мирках. В политической атмосфере субъектов федерации Юга России должен повеять свежий ветер . Он принесет новые идеи, новые подходы к старым проблемам нашего региона.
     В этой связи определенные надежды мы связываем с развитием региональных отделений федеральных политических партий. Именно эти структуры наши граждане должны использовать для реализации своих гражданских, политических интересов. Деятельность национальных движений должна быть деполитизирована. У этих движений есть своя ниша. Это, прежде всего, содействие развитию национальных культур, сохранению национальных традиций.
     Наш недавний опыт, полагаю, убедительно свидетельствует о том, насколько опасны попытки политизировать национальные движения, втянув их в борьбу за власть. Выборы в органы законодательной власти, которые отныне будут проходить в соответствии с обновленным избирательным законодательством, должны стимулировать процесс развития региональных отделений политических партий. И эту тенденцию необходимо всячески поддерживать.