АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)
Уважаемые участники круглого стола !
Я хочу вам поведать об одном из феноменов ингушского народа. Ингуши, как и все остальные народы Северного Кавказа и вообще России, участвовали во всех войнах России. Но, однако, история не знает свидетельств, где ингуш добровольно попал бы в плен. Присутствующий здесь наш Председатель Парламента - участник афганской войны, он не даст мне соврать, ни один ингуш не сдался в плен добровольно. Я не хочу сказать, что ингуши - мифические герои. Нет. Они не сдавались в плен не только потому, что были верны долгу, присяге, а, прежде всего, потому что были верны своей земле, своей маленькой Родине, своему погосту.
Может быть, некоторым из присутствующих будет странно это услышать, но ингуш, не имеющий даже крыши над головой, на последние гроши привезет останки своего близкого родственника, который умер за границей или где-то, например, в Сибири, чтобы похоронить его на Родине.
Ингуши - выходцы из Пригородного района. В 1770 году, когда Ингушетия добровольно входила в состав России, на склоне Согласия в селении Ангушт была встреча старейшин Ингушетии и российской военной части. Вот оттуда идет этноним ингуши . С того времени уже прошло 230 лет.
Спустя четыре года после заключения Куйчук-Кайнаджирского мирного договора с Турцией вступили в состав России Кабарда и Северная Осетия. В это время в Ингушетии и в Северной Осетии было примерно одинаковое количество земли - 3,2 тыс. кв. км. С того времени ингушская земля сократилась где-то на 1,5 тыс. кв. км, а осетинская возросла до 8,3 тыс. кв. км. Откуда, каким образом, как это могло случиться? Это случилось потому, что к Осетии по воле отца народов перешел Пригородный район и часть Малгобекского района и тем самым была прервана тысячелетняя граница между Кабардой и Ингушетией. А сделано это было, чтобы дать коридор Северной Осетии на Моздок, который, также спустя семь дней после нашего переселения 1 марта 1944 года, был передан из Ставропольского края в Северную Осетию. В том же году перешел к Осетии Курбский район Кабардино-Балкарии.
Что нас заботит в данном конкретном случае? Начиная с 1944 по 1959 годы в Пригородный район Северной Осетии переселили 48 тысяч южных осетин-кударцев.
Действительно, отношения между ингушами и осетинами-иронцами преимущественно добрососедские. У меня есть родственники в с.Ольгинском - Гардановы, в с.Беслане - Козаревы, во Владикавказе - Биналдиновы. Я со всеми дружу, мы ездим друг к другу. Но у меня нет родственников среди кударцев, которые приезжают и заселяют наши дома и села. Это неправильно и, наверное, пагубно. Таким образом закладываются основы противоречий на столетия, как на Востоке, между арабами и евреями. С этим мы мириться не можем. Мы, ингуши, не мыслим себя без Пригородного района. Будет ли Пригородный район в составе Осетии, Кабарды или какого-либо другого административного деления, но это - наш родной дом, наш отчизна, наш клочок земли, наш погост, там похоронены наши предки.
19 марта текущего года, когда во Владикавказский аэропорт приезжал полпред Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.Г. Казанцев, я, являясь членом его Совета старейшин, торопился на встречу с ним, но был задержан на пресловутом Черменском милицейском посту, и встреча с полпредом была сорвана. Я вынужден был написать докладную, которую адресовал В.В. Путину, В.Г. Казанцеву, М.М. Зязикову, А.С. Дзасохову, В.Ю. Зорину. Я вам ее зачту: Уважаемый Владимир Владимирович! Обратиться к Вам меня вынуждает вопрос, на первый взгляд, незначительный, но знаковый и затрагивающий судьбы многих людей. Речь идет о систематическом нарушении прав граждан Российской Федерации ингушской национальности при пересечении ими границы с РСО-Алания, а именно на контрольном посту милиции Кавказ-692 с. Чермен РСО-Алания.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от их национальности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности. А мы постоянно наблюдаем нарушение прав грубостью, вседозволенностью постовых милиционеров и начальника поста Кавказ-692. Кроме того, имеют место многочисленные случаи вымогательства за проезд через пост. Неоднократно я сам являлся объектом нападок со стороны этих работников и, предъявляя свое служебное удостоверение, призывал начальника поста к корректности. В ответ мне говорили, что на посту действуют свои законы, а не Указы полпреда Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, не распоряжения Президентов Дзасохова и Зязикова.
Не далее, как 19 марта 2003 года я торопился на встречу с полпредом Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.Г. Казанцевым. В аэропорту г.Беслан РСО-Алания на том же пресловутом посту меня задержали, проверили документы, регистрацию, тщательно досмотрели автомашину. Ни мои объяснения, что я тороплюсь на встречу с В.Г. Казанцевым, ни предъявленное удостоверение члена Совета при полпреде Президента Российской Федерации не возымели никакого действия. Мне пространно вновь и вновь объясняли, что у сотрудников поста возникли служебные неприятности из-за того, что они пропустили без досмотра заместителя Министра МВД Республики Ингушетия.
Даже заместитель Министра МВД Республики Ингушетия не может проехать без досмотра и скандала через этот пост. Не составляет труда представить себе отношение к рядовым гражданам ингушской национальности, которые вынуждены ежедневно пересекать указанный пост, хотя в статье 6 Соглашения о сотрудничестве и добрососедстве между двумя республиками прямо сказано, что стороны в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обеспечат возвращение вынужденных переселенцев в населенные пункты как РСО-Алания, так и Республики Ингушетия, соблюдая конституционное право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства . Но действительность далека от договоренностей и, что самое главное, от соблюдения конституционных прав граждан на защиту от дискриминации по национальному признаку.
Естественно, сложный вопрос возвращения вынужденных переселенцев требует детальной проработки. Однако, считая вполне закономерным пресечь противоправные действия сотрудников поста Кавказ-692, вношу следующее предложение: провести замену в порядке ротации состава милиционеров данного поста, состав поста сформировать пропорционально численности из военнослужащих, приданных специальному представительству, от МВД РСО-Алания и МВД Республики Ингушетия, как это имело место в прошлом. Выявлять все случаи вымогательства и наказывать виновных .
И последнее. Кто против добрососедства? Никто не против. Тысячу лет мы с осетинами жили дружно и дальше так же будем жить.
С 1992 года выпущено более 150 документов, обязывающих закрыть эту проблему. В прошлом году, 10 июня, по этому вопросу было выпущено Распоряжение Главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации Президента Российской Федерации В.В. Путина. Все ожидали, что вопрос наконец-то будет решен. Однако, не решили. 27 апреля т.г. в Правительстве Российской Федерации было назначено совещание по форсированию выполнения Распоряжения Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 г., но его опять-таки отложили.
И так вопрос возвращения беженцев ингушской национальности из Пригородного района и г.Владикавказа к местам своего постоянного проживания из года в год откладывается вот уже одиннадцать лет подряд.
Трудно предсказать, что из всего этого получится, но то, что ничего хорошего, уже очевидно.