Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)


Выступление члена Совета Федерации
И.М. Костоева

                                      
Уважаемые гости и участники "круглого стола"!

     Многонациональность России - это историческая реальность, вытекающая из существования на ее территории многочисленных этносов. Не считаться с этой реальностью нельзя. Без эффективной и стратегически выверенной национальной политики не может быть стабильного процесса укрепления, единения и процветания России. Пожалуй, нет ни одного серьезного политика, который бы с этим не считался.
    Но кто возьмет на себя смелость сказать, что такая политика сегодня выработана и эффективно действует?
    Национальный вопрос всегда был больным местом в Российской истории. Это касается не только царской и советской России, но и новой демократической России, объявившей себя правовым государством.
    Особенно рельефно проблемы межнациональных отношений проявляются на Кавказе. К сожалению, так исторически сложилось, что "кавказская политика" приносила скорее неудачи, чем успехи. С уверенностью могу сказать, что сегодня Северный Кавказ - это нерешенные проблемы, загнанные вовнутрь. Принимаемые государством меры радикального улучшения не дают и при существующей политике вряд ли дадут  и в обозримом  будущем.
    Проблемы Северного Кавказа возникли не сегодня, но по-прежнему они остаются острыми и злободневными. Пора задуматься, почему все попытки решить эти проблемы не дают желаемых результатов. На мой взгляд, дело в том, что мы пытаемся устранить последствия кризисов в межнациональных отношениях, не анализируя причины этих кризисов. А устранять, прежде всего, необходимо причины межнациональных обострений и конфликтов.
    История подвела человечество к тому, что благополучие общества может быть достигнуто только на основе строжайшего соблюдения действующего законодательства, уважения общепризнанных прав и свобод каждого гражданина независимо от его национальности, вероисповедания, имущественного и должностного положения.
    Эти и многие другие общепризнанные права и свободы гражданина заложены в действующей Конституции новой России. В развитие этих конституционных положений Россия ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую Конвенцию о защите прав и свобод человека и гражданина. Более того, в новый Уголовный кодекс Российской Федерации включен специальный раздел, озаглавленный "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина". В этом разделе более 10 статей предусматривают уголовную ответственность лиц, нарушающих конституционные права граждан.
    Возникает вопрос, а соблюдаются ли эти законы в России и особенно здесь, на Северном Кавказе? Самым убедительным ответом на этот вопрос может служить наше вчерашнее посещение лагерей беженцев.
    Стоит ли после увиденного вообще говорить о каких-то правах человека! Если ситуацию с беженцами из Чечни еще как-то можно объяснить, то как объяснить беженцам из Северной Осетии, почему они в течение одиннадцати лет не могут вернуться к себе домой? Кстати сказать, лица, совершившие тягчайшие преступления в дни межэтнического конфликта в Северной Осетии, уже не могут быть привлечены к ответственности за эти преступления в связи с истечением срока давности, а десятки тысяч других граждан, вина которых только и состоит в том, что они родились ингушами, продолжают страдать. И это положение продолжает сохраняться, несмотря на десятки принятых указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и Парламента Российской Федерации, не говоря уже о многочисленных соглашениях и декларациях руководства двух соседних республик.
    Кстати сказать, если бы использовать по назначению средства, которые выделены из федерального бюджета на возвращение и обустройство беженцев, то каждому из них можно было бы построить целые дворцы даже в самых престижных регионах России.
    Вот почему я утверждаю, что никогда на Северном Кавказе не будет мира и спокойствия, пока права и свободы человека независимо от его национальности, не будут рассматриваться как высшая ценность. Пока Конституция и законы, принятые в России, не станут нормой жизни для любого чиновника. В этой связи вспоминаю одно из постановлений Верховного Суда США по делу о нарушении прав коренных индейцев, которое гласило: "Ничто не может разрушить государство быстрее, чем его неспособность соблюдать свои собственные законы или, хуже того, пренебрежение своей собственной Конституцией".
    Стабильность, мир и благополучие могут быть достигнуты только на основе диктатуры закона и подлинного уважения прав и свобод человека. Только так будет решен извечный национальный вопрос в России. Мировая практика человеческого общежития другого пути не выработала.