АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)
общественных объединений и религиозных организаций А.В.Чуева
Уважаемые участники парламентских слушаний!
В 2002 году Государственная Дума приняла Федеральный закон - О противодействии экстремистской деятельности , что было вызвано необходимостью предупреждения таких негативных тенденций, достаточно опасных для развития государства, которые связаны с терроризмом, насилием, попытками захвата власти, нарушением территориальных границ.
Каковы в нашей стране идеологические предпосылки экстремизма? Если говорить о религиозном экстремизме, то на сегодняшний день есть несколько тенденций, которые приводят к тому, что та или иная религиозная группа в дальнейшем становится экстремистской. Прежде всего, это негативное явление произрастает во вновь организуемых религиозных группах, которые называют тоталитарными сектами. Сегодня существует целый ряд организаций, в основном образованных в последние 5-10 лет, которые, в силу своей, может быть, религиозной неразвитости, а иногда и сознательно, создают предпосылки для того, чтобы становиться фундаментом дальнейшего развития экстремистской идеологии, прикрываемой теми или иными религиозными лозунгами.
Существует также проблема, связанная с тем, что представители ведущих для России конфессий, составляющих основу нашей духовной культуры, в силу своего определенного благодушия забыли о том, что почва для экстремизма может возникать и на традиционной религиозной почве. Говорить об этом необходимо, потому что сегодня мы выстраиваем отношения церкви и государства и создаем предпосылки для того, чтобы религия и государство нашли пути к сотрудничеству и социальному партнерству.
Есть течения, которые, не являясь религиозными, под видом православия, ислама и других религий, используют ее, чтобы добиться своих политических антиконституционных целей. Мы все знаем такое явление как ваххабизм, который существует на территории некоторых республик, в частности, в Дагестане и которому уже дали определенную оценку. Думаю, что нужно подумать, как в рамках России еще больше законодательно ограничить такого рода идеологию, так как она ничего общего с традиционным исламом не имеет.
К сожалению, я вынужден признать как православный человек, что и в православии, вернее, под прикрытием православия, в отдельных регионах имеют место попытки изгнать тех или иных инородцев из этих регионов и создать обстановку национальной нетерпимости. Хотел бы сказать в связи с этим, что это очень негативное и опасное явление, которому нельзя давать возможности распространяться. Наша страна является домом для множества народов, национальностей, конфессий. И мы ни в коей мере не должны допустить, чтобы межнациональный мир в нашей стране был нарушен.
Время показало, что к сожалению, Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", написанный, в общем, неплохо, действует недостаточно, хотя при его принятии были дискуссии по поводу того, не слишком ли строгий этот закон, не слишком ли жесткие правила он устанавливает, позволяя расширительно толковать те или иные его пункты для, например, ограничения оппозиционной деятельности. На сегодняшний день мне не известно ни одного уголовного или административного преследования или пресечения деятельности тех или иных экстремистских организаций, хотя были предупреждения, письма из прокуратуры, в том числе в адрес отдельных общественных и политических организаций. Может быть, это связано с тем, что наши правоохранительные органы активно применять этот закон пока не решаются. И это плохо, потому что сегодня в ряде регионов, и не только на Кавказе, но и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале, и в Центральной России, и даже в Москве проблема экстремизма существует.
Вместе с тем, я хотел бы сказать, что только лишь правоохранительной деятельности, уголовного или административного преследования экстремистских организаций недостаточно для того, чтобы явление экстремизма было искоренено. Нужно применять и другие методы, в том числе, связанные с позитивной деятельностью средств массовой информации, искоренению тех негативных тенденций, которые у нас имеются.
Я приведу несколько примеров. На мой взгляд, раздувание в средствах массовой информации деятельности отдельных групп байкеров, скинхедов, футбольных болельщиков в городе Москве не способствует погашению экстремистских тенденций. Наоборот, многие молодые люди, которые наблюдают дискуссию о том, кто такие скинхеды, сколько их, какую символику они используют, чем они занимаются, кто их поддерживает и так далее, начинают искать для себя такой же путь. Когда мы думаем, что, обнажая некоторые явления и показывая их по всем средствам массовой информации для общего внимания, мы боремся с этим явлением, на самом деле мы очень часто способствуем его рекламированию. И здесь ответственность средств массовой информации за то, что часто они вольно или невольно способствуют распространению тех или иных экстремистских тенденций, достаточно велика.
Другая проблема состоит в том, что имеются внутренние и внешние базисные причины экстремизма. Если говорить о проблемах, способствующих развитию экстремистской деятельности внутри России, то речь может идти о межнациональных противоречиях, например, связанных с Чеченской Республикой, с целостностью российского государства, с миграцией на территории Российской Федерации и др.
Противоправная деятельность некоторых приезжающих из других регионов граждан рождает определенную напряженность, результатом чего, к примеру, являются побоища, драки, насилие в Москве и других крупных городах на национальной почве. Наверное, не ограничивая свободы передвижения граждан, не затрагивая основных конституционных прав, нужно подумать о статусе крупных городов, и прежде всего, Москвы как столицы Российской Федерации, о порядке въезда на их территорию.
Одной из серьезных причин, которые побуждают не только к национальному и религиозному экстремизму, но и к экстремизму социальному и политическому, являются социальные проблемы в тех или иных регионах России, стихийные бедствия.
Внешними явлениями для экстремизма, как я считаю, являются те вызовы времени, которые существуют сегодня вопреки миролюбивой деятельности России, в частности, то серьезное напряжение, которое сегодня существует в связи с военными действиями в Ираке. На мой взгляд, это очень серьезный фактор, который мы игнорировать не можем.
На мой взгляд, на сегодняшний день уголовная ответственность за экстремистскую деятельность недостаточна не только по санкциям, которые вводятся за публичные призывы к экстремистской деятельности или за организацию экстремистского сообщества. Я считаю, что проблема заключается именно в том, что такие дела чаще всего или не возбуждаются, или переводятся в другой состав преступления, что и показывает правоохранительная практика.
Формулировки, которые существуют в Уголовном кодексе Российской Федерации, нуждаются в определенной коррекции и нужно подумать о том, как развить и статью 280, и статью 282, и другие статьи Уголовного кодекса. Вот, например, есть понятие религиозной вражды, но какой смысл вкладывается в это понятие? Оскорбления чувств верующих - это религиозная вражда или нет? Таких вопросов достаточно много.
Безусловно, должна также повыситься роль Минюста России при оценке и регистрации общественных и религиозных объединений, существующих в нашей стране.
Очень серьезной проблемой сегодня является экстремизм в Интернете. В Уголовном кодексе Российской Федерации существует достаточно размытое понятие - распространение призывов к экстремистской деятельности и экстремистских материалов в сетях общего пользования. Буквально недавно, открывая сайты, я столкнулся с тем, что напрямую идут призывы к экстремистской деятельности и не откуда-то из Соединенных Штатов, а часто сайты находятся в России.
И здесь, на мой взгляд, нужны не только правовые, но и технические механизмы работы с Интернетом, в том числе ускорение программы Электронная Россия . Поскольку сегодня потребителями Интернета являются прежде всего молодые люди, часто школьники, у которых подчас еще не сформировались взгляды и нравственные ценности, необходима не просто профилактическая работа, а серьезные меры по выявлению и определенным ограничениям деятельности тех сайтов и тех информационных ресурсов, которые используются в Интернете для экстремистских целей.
Если мы достаточно оперативно не займемся информационными сетями, то через 5-7 лет это будет основной источник для всех дестабилизирующих явлений, поскольку количество граждан, использующих Интернет по мере снижения стоимости услуг предоставления Интернета и стоимости компьютеров на рынке, а это объективная тенденция, будет увеличиваться. И если сейчас оно измеряется сотнями тысяч, то в дальнейшем это будут уже десятки миллионов людей.
Здесь необходима также серьезная аналитическая работа, я сомневаюсь, что кто-либо занимается аналитическими исследованиями Интернета на предмет развития в нем реальной почвы для создания экстремистских сообществ и экстремистской деятельности.
И в завершение я хотел бы сказать следующее. Я считаю, что сегодняшние слушания очень важны. Мы должны обменяться мнениями по вопросу о том, какие действия должны предпринять и государственная власть, и правоохранительные органы, а также общественные и религиозные организации в информационном, в правовом, в практическом плане по искоренению экстремизма.
Думаю, что нам также необходимо корректировать и Федеральный закон Об общественных объединениях , а также вносить определенные изменения и в законодательство, связанное с религиозными организациями.
Не стоит думать, что экстремизм связан только с реальным приходом террориста. Экстремизм может быть очень тихим, спокойным. Он может не проявлять себя сегодня, но готовить почву для того, что произойдет завтра. И увидеть это мы должны уже сейчас, если мы хотим позаботиться о безопасности нашей страны.