АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)
с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета Государственной Думы
по безопасности А.С. Куликова
Уважаемые участники парламентских слушаний!
Современный терроризм как явление, к сожалению, достаточно не изучен, хотя он насчитывает уже много веков в своей печальной истории. Что мы можем сказать о причинах терроризма? Есть некоторые попытки назвать эти причины, но они достаточно робкие и несистематизированные.
Кроме причин, мы плохо знаем и пусковые механизмы, и конкретных субъектов, стоящих за террористическими атаками. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркокартели, транснациональные корпорации, ведущие борьбу за передел финансовых рынков и потоков. И поэтому усилия мирового сообщества в новых условиях во многом являются неэффективными. Это в равной степени сегодня просматривается во всех традиционных, так скажем, зонах террористической активности.
Также очень серьезно влияют на результаты антитеррористических операций неприменение или отсутствие законов. Это проявилось еще в первую чеченскую войну, когда не было Федерального конституционного закона О чрезвычайном положении , что серьезно повлияло на результат антитеррористической операции в Чечне.
Что, на наш взгляд, необходимо сделать в области борьбы с терроризмом?
Во-первых, необходима организация на международном уровне скоординированной работы по выработке общего понятия терроризма и анализа порождающих его причин. Современная литература насчитывает сегодня более ста определений терроризма. Существующая конструкция правового определения в Федеральном законе О борьбе с терроризмом также очень громоздкая, что создает трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, но однако терроризмом не являющихся.
И в этой связи вызывает некоторое сомнение предложение о том, что в российском законодательстве в определении терроризма должна быть еще и этноконфессиональная составляющая. Мне кажется, что нам нужно идти по пути поиска унифицированного определения терроризма, иначе мы постоянно будем иметь двойные стандарты в оценке причин и последствий этого явления.
Во-вторых, с учетом того, что терроризм - явление международное, необходима разработка модельного международного Закона О борьбе с терроризмом . Мы в Комитете по безопасности разработали проект структуры такого закона. Сегодня он направлен в Конгресс Соединенных Штатов Америки. Рабочую группу в Думе возглавляю я, в Конгрессе - Джимми Сакстон, конгрессмен Соединенных Штатов Америки. И сейчас мы занимаемся наполнением содержательной части этой структуры. Думаю, что такой закон можно будет реально принять, хотя у нас и разные правовые системы.
Наши консультации, а мы уже трижды встречались на уровне рабочих групп, показывают, что в унифицированный закон можно было бы заложить, в первую очередь ,единый понятийный аппарат, определить вопросы борьбы с финансированием терроризма и ее информационного обеспечения. Эту работу поддержали наши Президенты на встрече в мае прошлого года.
В-третьих, нам представляется необходимым создание не просто единого мирового Антитеррористического центра, а международного центра борьбы с международной преступностью, поскольку терроризм самостоятельно, оторвано от международной преступности, существовать не может. Сейчас уже ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которые в подавляющем большинстве происходят за счет отмывания грязных денег, получаемых от наркосделок, незаконной торговли оружием, торговли людьми и других преступлений.
И конечно, надо концептуально менять подходы к борьбе с терроризмом. Сегодня борьба с терроризмом, в основном, возложена на специальные службы, которые одновременно ведут разведывательную и контрразведывательную деятельность. Борьба с терроризмом сегодня должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств.
На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции разных стран. Может быть, в этой связи следует поставить вопрос о преобразовании Интерпола как международной полицейской организации в центр по борьбе с международной преступностью. Помимо разветвленного информационного обмена Интерпол должен будет еще выполнять и функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций, имея для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.
Эффективность борьбы с международным терроризмом немыслима без создания международной системы мониторинга терроризма на основе обязательной передачи соответствующей информации от национальных правительств, региональных и международных организаций, участвующих в различных формах борьбы с терроризмом, без накопления ее анализа в специально созданном информационном банке.
При организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, необходима разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязанностей санкций Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Это, конечно, в полной мере должно относиться и к подобной военной акции, которую предприняли Соединенные Штаты Америки в Ираке.
Необходимо также дальнейшее совершенствование Федерального закона О борьбе с терроризмом . Закон стал правовой основой контртеррористических операций, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании. Мы этот вопрос неоднократно поднимали на заседаниях Комитета Государственной Думы по безопасности. Ряд поправок к этому закону уже внесено и готово для рассмотрения на пленарном заседании.
Я хотел бы еще высказать одно соображение относительно отсутствия у нас реального Министерства по делам национальностей. Страна, имеющая более полутора сотен наций и народностей, имеющая несколько десятков национальных образований, имеет только одного Министра без портфеля , присутствующего здесь Владимира Юрьевича Зорина. Это ненормально для такой федерации, как Россия.
Я хотел бы также сказать и о ваххабизме, религиозно-политическом течении, которое, как показывает практика, является в том числе и идеологической основой терроризма, провозглашающей идею о джихаде, о священной войне против иноверцев и мусульман, отступивших от принципов первоначального, чистого ислама, для него характерен крайний фанатизм в вопросах веры, экстремизм и терроризм, утверждение своей власти над обществом и государством.
Эмиссары из стран Ближнего Востока наиболее активно пытаются проводить свою деятельность по распространению идей ваххабизма и в Дагестане, и в Чечне. Они проявляют себя и в Карачаево-Черкесии, и Кабардино-Балкарии, и в Астраханской области, и на юге Ставрополья. Имеются приверженцы движения на территории Адыгеи, Калмыкии, Краснодарского края, Ростовской области.
Основными методами деятельности ваххабитов являются привлечение в свои ряды большего числа последователей, особенно из числа молодежи, создание школ, кружков, секций, организация религиозной учебы за границей, поездки по святым местам. Сюда же относится оказание физического давления на оппонентов, в том числе через криминальные структуры, дискредитация и смещение руководства действующих духовных управлений, продвижение на руководящие посты своих ставленников, оказание материальной финансовой помощи мусульманским сепаратистам и экстремистам, создание ваххабистского лобби в органах государственной власти и управления, подготовка отрядов боевиков и создание групп смертников для осуществления террористических актов в рамках проведения джихада, что мы уже видели в Чечне.
В связи с этим нам в отношении действий ваххабитов нужны экстренные меры как законодательного, так и организационно - политического плана при неукоснительном соблюдении свободы совести граждан.
Практика боевой деятельности федеральных сил в Чечне требует более четкого определения порядка управления контртеррористической операцией в вопросе принятия решения о ее окончании. Это важно не только в связи с итогами недавно состоявшегося референдума в Чечне, но и потому, что любые крупномасштабные действия в борьбе с терроризмом, если не вводится режим чрезвычайного положения, должны быть очерчены временными рамками, которые при необходимости могли бы продлеваться.
Мне, как Председателю Правления Всемирного Антикриминального Антитеррористического Форума, хотелось бы сказать, что эффективная борьба с терроризмом и преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к этой борьбе присоединится гражданское общество, все слои населения, независимо от национальностей и вероисповеданий.
Стратегическая задача Форума состоит в том, чтобы, во-первых, на основе глубокого анализа современной криминальной ситуации в мире предлагать широким кругам мировой общественности, главам государств, правительств, представителям законодательных органов, исполнительной власти, представителям бизнеса, деятелям культуры, средствам массовой информации, специалистам судебных и полицейских органов, научно-исследовательским, образовательным учреждениям, участникам политических, общественных объединений и движений модельные, унифицированные законы по противодействию терроризму.
Вторая цель, которую преследует Форум - разрабатывать методики и технологии в борьбе с новыми видами угроз.
Форум, таким образом, должен привлечь самые различные слои общества к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта. В октябре прошлого года была проведена первая московская конференция, а в этом году в ноябре месяце планируется вторая московская конференция, в 2004 году в Берлине состоится первый конгресс Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума.
Считаю, что единственная война, которая должна остаться в ХХ1 столетии - это война с преступностью и международным терроризмом.