Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление   заместителя Председателя Комиссии Государственной Думы по содействию
политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике А.А. Аслаханова

                            Уважаемые участники парламентских слушаний!
    
     Безусловно, самая популярная тема не только у нас в стране, но и во всем мире - это  проблемы борьбы с терроризмом. Отрадно отметить, что начинает проявляться   подход к терроризму как к такому явлению, в  профилактике которого должны участвовать все ветви власти и все структуры любого государства. Многие эксперты, на мой взгляд, справедливо полагают, что терроризм, в какие бы одежды он не рядился, в своей основе обусловлен несправедливостью, вернее  ощущением несправедливости. История не раз доказывала, что всякие попытки провести этническую чистку, подавить чувство исключительности у одного народа или навесить ярлык прокаженности на другой народ сопровождаются вспышками терроризма.
     Сегодня мало  что осталось от былой дружбы народов СССР, которая, как сказал один из классиков коммунизма, после 1991 года разбежались по своим  национальным квартирам. Практически у всех бывших республик СССР одни и те же проблемы, связанные с тем, что государствообразующая нация постепенно выдавливает инородцев из всех сколько-нибудь престижных социальных сфер, заставляет их бросать свою работу, квартиры и бежать на историческую родину. Однако некоторым из выдавливаемых народов бежать просто некуда. В таком положении оказался и чеченский народ, если не считать тех, кто в состоянии ассимилировать свою диаспору в богатые страны Европы.
    Беды чеченского народа, думаю, сегодня поняты любому сколько-нибудь мыслящему человеку. Немало разных, подчас катастрофических по своим последствиям решений было перепробовано за последние десять лет. Надеюсь, что недавно принятая на референдуме Конституция Чеченской Республики поставила точку в этих блужданиях. Однако было бы наивным считать, что теперь все пойдет как по маслу, и та боль, которая накопилась за эти годы в душе каждого, кто  в одночасье лишился  крова, близких  и надежды на лучшую жизнь, утихнет, а мирная жизнь и братство начнут налаживаться сами по себе.
    Кто-то из моих коллег сказал, что корни всех современных проблем нужно искать в Москве. И такое заявление мне не кажется завышенным. Именно в Москве задается камертон этнических настроений, которые затем подхватывает вся страна. Взять один пример, трагические события, связанные с Норд-Остом . Просто даже придумать невозможно то, что происходило после Норд-Оста ! И это после того, когда чеченцы показали всей стране, что они, как никто, боятся любых уголовных проявлений и в первую очередь, совершения террористических актов! В первые же дни, как только стало известно, что террористы захватили заложников, чеченцы  тысячами приходили и предлагали свою жизнь и свою кровь. После завершения спецоперации началась вакханалия, шабаш правоохранительных органов, милиции, когда в массовом порядке по всей Российской Федерации начали хватать чеченцев, подбрасывать им  наркотики, патроны, задерживать их, арестовывать, выгонять с работы, задним числом заставляли их писать заявления о том, что они уволены. Даже  в Рамсторе , где  работают уборщицы, дворники и прочие, более 400 человек по команде милиции были уволены.
     Наши службы, которые занимаются экономическими преступлениями, блестяще доказали, что бороться с преступностью у них кишка тонка . Десятки олигархов  на ровном месте заработали миллиарды, но к ним соваться они бояться. А здесь они  издеваются над людьми, демонстрируя свое мастерство . В связи с этим я вынужден был обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.Путину и доложить ему о том, что творится по Российской Федерации в отношении выходцев из Чеченской Республики.
            Мне кажется, что подобная модель укрепления дружбы народов, прежде всего, устраивает тех, кто любит ловить рыбу в мутной воде и кто до бесконечности готов подогревать котел террора.  Тех, кто озабочен сегодня подготовкой новых террористов-смертников, прежде всего, волнует вопрос социальной базы. И эта социальная база такими действиями властей создается  повседневно, пополняясь в значительной степени за счет обиженных и оскорбленных этнических изгоев и тех, кто воспринимает их страдания  как свои собственные.
     Россия сегодня располагает внушительной по размерам законодательной базой по регулированию национальных отношений. Этническое равноправие и дружба народов регулируются Конституции Российской Федерации. Но поразительно, есть Конституция - основной закон страны, есть законодательство Российской Федерации, но когда нужно применить их, вперед выходит революционная необходимость. И, исходя из этого, начинаются эти опусы, которые никто не останавливает.
     Отсутствие целостной системы законодательных гарантий защиты и развития этнического равноправия сказывается, прежде всего, в сферах функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственной и муниципальной службы, трудовых отношений, образования, здравоохранения, информации. Казалось бы, достаточно того, что законодательство запрещает какие-либо ограничения в работе и  других вопросах по этнической принадлежности. В Уголовном кодексе Российской Федерации установлена ответственность за наиболее опасные проявления этнической дискриминации. На деле же, как показывает практика, то и дело проявляются какие-то секретные указания, инструкции о том, кого задерживать и гнать отовсюду по национальной принадлежности, а то и по внешним признакам.
     В сентябре 1997 года на имя Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина секретарем Совета Безопасности, Министром по делам национальностей и Вице-премьером Правительства Российской Федерации было направлено письмо следующего содержания: "В результате известных событий в Чечне 1991-1996 гг. ее территорию вынужденно покинула значительная часть населения (более 400 тысяч человек), среди них кадры республики - управленцы, научные и инженерно-технические работники с большим опытом практической работы, имеющие авторитет среди чеченской диаспоры как в России, так и за рубежом.
           Полагаем, что для повышения эффективности работы по нормализации ситуации в Чеченской Республике и урегулированию взаимоотношений с ней необходимо максимально полно использовать этот "кадровый ресурс", принимая во внимание особенности менталитета и психологии чеченского народа. Важно учесть то обстоятельство, что основная часть высококвалифицированных кадров, вынужденно покинувших территорию Чеченской Республики, является сторонниками решения чеченской проблемы в рамках Конституции Российской Федерации на основе действующего федерального законодательства и безусловного соблюдения принципа территориальной целостности России.
           Уважительное отношение федерального Центра к высококвалифицированным чеченским специалистам, реальное внимание к решению их проблем, в том числе назначение их наравне с представителями других национальностей на соответствующие должности в различные федеральные органы власти, имели бы большой резонанс в чеченском обществе и наряду с другими факторами позволили бы снять существующие психологические противоречия между жителями Чеченской Республики и россиянами.
           Необходимо также отметить и такой парадоксальный (но психологически вполне объяснимый) факт: хотя среди народов России чеченцы занимают третье место по численности после русских и татар, в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти работают только два руководителя чеченской национальности.
     С учетом изложенного считаем, что решению данной серьезной проблемы могло бы способствовать Ваше указание руководителям федеральных и региональных органов власти при проведении своей кадровой политики учитывать наличие на сегодняшний день резерва высококвалифицированных специалистов чеченской национальности и соблюдать равенство их прав с гражданами другой национальности при приеме на работу".
    Реакция со стороны Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина была исключительной. Председателю Правительства Российской Федерации, Главе Администрации Президента, Секретарю Совета Безопасности, Вице-премьеру и Министру по делам национальностей 6 октября 1997 г. было дано соответствующее указание: "С предложениями в принципе согласен. Проинформируйте федеральные органы и органы власти субъектов Российской Федерации о недопустимости дискриминации чеченских специалистов по национальному признаку".
    Председатель Правительства Российской Федерации отписал поручение федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации (по списку) с резолюцией: "Прошу принять необходимые меры по выполнению поручения Президента Российской Федерации от 6 октября 1997 г.   Пр. - 1636".
    И после всех этих положительных решений и резолюций не только ни один чеченец не был принят на руководящие должности в федеральные органы власти, а более того, единственные два представителя чеченского народа - Министр по науке и промышленности Российской Федерации, один из ярких организаторов и ученых, академик РАН С.Н.Хаджиев и Заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации У.Автурханов были уволены.  
     Почти на всей территории нашего государства в отношении граждан Российской Федерации чеченской национальности нарушаются статьи 32 и 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующие ее гражданам равный доступ к государственной службе. Все эти годы чеченцы методично под различными, как правило, надуманными мотивами и предлогами изгоняются из государственной службы.
    Представляется, что поводом для таких действий являются клеветнические измышления отдельных представителей правоохранительных органов, распространяемые некоторыми органами СМИ неподтвержденные сведения о финансировании чеченцами боевиков и террористов и их генетической предрасположенности к совершению преступлений. В первую очередь их изгнание началось в органах и подразделениях МВД России. Выпускники вузов чеченской национальности не могут устроиться на работу в государственные организации. При тотальной нехватке юристов в правоохранительных и судебных органах на сегодняшний день они почти не имеют перспектив устроиться в эти ведомства. Кадровые аппараты открыто заявляют, что из-за национальной принадлежности принять не можем. По этой причине я информировал Президента Российской Федерации о том, что его вводят в заблуждение и по кадровой работе в Чеченской Республике. В прокуратуре Республики немалое количество вакантных должностей комплектуется за счет приезжих временщиков, в то время как местные специалисты и выпускники не могут трудоустроиться.
           Хотя Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно заявлял о недопустимости преследования чеченцев по национальному признаку, такие факты продолжают иметь место, особенно они возросли после трагических событий 23-25 октября 2002 года, связанных с захватом террористами заложников и гибелью 129 человек. И это, несмотря на заявление Президента России и мэра города Москвы о недопустимости отождествления всех чеченцев с террористами, что чеченцы сами являются заложниками преступных действий бандитов и международных террористов! Несмотря на это, на законопослушных выходцев из Чеченской Республики обрушилась правоохранительная система России. Нарушая требования закона, чеченцев в массовом порядке, независимо от пола, возраста и состояния здоровья, подвергали принудительному приводу в милицию, принудительной дактилоскопии и фотографированию, постановке на учет, немалому числу из них подбрасывали патроны, оружие, взрывчатку и наркотики.
           Более того, в массовом порядке закрывались организации, учрежденные и созданные выходцами из Чечни, задним числом, т.е. до совершения теракта, заставляли писать заявления об увольнении. Только в системе "Рамстор" хозяином компании были уволены несколько сотен чеченцев, работавших там продавцами, рабочими, дворниками и др. Руководители этих хозяйствующих субъектов свои решения об увольнении объясняют давлением со стороны милиции. Работники милиции в неофициальных беседах ссылались на сотрудников ФСБ.
    Вопросы о том, что делать этим гонимым гражданам Российской Федерации, имевшим несчастье родиться не там, не в то время, не в том месте и не той национальности, никого не волнуют. Складывается мнение, что действия эти умышленные. Опираясь на естественный закон необходимости прожить в таких нечеловеческих условиях и прокормить своих детей, общество толкает своих граждан чеченской национальности на нарушение закона, видимо, для того, чтобы оправдать брошенный лозунг о генетической преступности чеченцев.
    По этим причинам я вынужден был обратиться к Президенту России В.В. Путину с просьбой о рассмотрении вопроса о негативной кадровой политике в Российской Федерации в отношении моих соотечественников, а также проведении всероссийского совещания с участием руководства МВД, ФСБ, Генеральной Прокуратуры, Минобороны и их региональных подразделений с приглашением руководства администрации Чеченской Республики и ее районов для обсуждения ситуации по притеснению граждан России чеченской национальности и мерах по их дальнейшему недопущению.
    Я не знаю, какова будет реакция на поручение Президента Российской Федерации. Время покажет. Уверен, что необходимо создавать систему действующих правовых мер и гарантий для того, чтобы отбить у любого чиновника вкус торпедировать решения Президента и Правительства, а также решать служебные и свои личные проблемы с помощью этнических ограничений и запретов. Соответствующие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательство.
    Первое. Необходимо законодательно закрепит основы этнической политики государства во всех социальных сферах как систему минимальных стандартов, которые должны соблюдать законодатели, а также высшие органы исполнительной и судебной власти.
           Второе. Необходимо усовершенствовать правовую основу обязательной экспертизы нормативно-правовых актов на предмет выявления условий, способствующих этнической дискриминации.
    Третье. Должна быть выполнена тотальная экспертиза всех самых микроскопических секретных инструкций, приказов, декретов и распоряжений, в которых так или иначе затрагиваются аспекты этнической исключительности и вседозволенности в отношении нелюбимых этносов. Только в этом случае мы могли бы реально рассчитывать на минимизацию этнических предпосылок поддержки и расползания терроризма.  
      В настоящее  время, заверяю вас,  и в Министерстве внутренних дел, и в Федеральной службе безопасности, и в Службе внешней разведки, и в Генеральной прокуратуре имеются инструкции, приказы, наставления,  которые противоречат и Конституции Российской Федерации, и законам Российской Федерации. Неоднократно я обращался и в Генеральную прокуратуру, и в Министерство юстиции, и в Минобороны России об отмене этих антиконституционных документов, но, к сожалению, приходится констатировать, что работа по отмене противозаконных решений в должной мере не ведется. Я - милицейский генерал. Многие  мои воспитанники  занимают большие должности  - и не только в Министерстве внутренних дел. И вот они мне говорят: Асламбек Ахмедович, мы понимаем, что творится безумие в отношении выходцев из Вашей республики - чеченцев, но у нас есть соответствующие распоряжения, на основании которых принимаются эти дискриминационные меры.
     Что касается Рекомендаций парламентских слушаний, я полагал бы, что в том месте, где мы просим Президента Российской Федерации, чтобы он в Послании Федеральному Собранию обратил внимание, в первую очередь, на предупреждение противоправных действий должностных лиц в субъектах России в отношении граждан Российской Федерации чеченской национальности в Чечне, а также ее жителей,  следует внести уточнение - "на предупреждение противоправных действий правоохранительных органов и должностных лиц в отношении граждан Российской Федерации чеченской национальности в Чеченской Республике и других субъектах России".
    Второе.  Я один из тех, кто первым в Российской Федерации говорил, что у нас в стране происходит героизация негодяев и преступников и дебилизация тех людей, которые верно служат своему Отечеству. Я просил, чтобы были передачи, где бы снимали   и показывали тяжелый труд работников милиции, прокуратуры, ФСБ.  Но посмотрите, что у нас происходит. Оказывается, что у наших  силовиков и спецслужб  нет других проблем, кроме как бороться с чеченским терроризмом и бандитизмом. Согласно фильмам, загадившим эфиры, спецслужбы из всех субъектов России дружат против Чечни , а так как  по сюжетам этих кинолент все беды исходят от чеченцев, одни из которых бандиты и террористы, а другие, их поддерживающие, такие же враги, и по сему, во имя спасения России этих бандитов уничтожают только строго по закону.
    Чему учат подрастающее поколение? Тому, что основной враг России - это  чеченцы, принесенные в жертву еще в 1991 г. и последующие годы преступной политикой, проводимой федеральным центром. О чем сказал Президент Российской Федерации в своем Обращении к чеченскому народу? Он подчеркнул, что чеченцы принесены в жертву и виноват в этом федеральный центр.
     Я полагаю,  что в Рекомендациях парламентских слушаний следует обратиться к  Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации с просьбой обратить внимание на деятельность отдельных СМИ и журналистов с целью недопущении разжигания национального противостояния и циничной травли и клеветы в отношении чеченского этноса и лжи по событиям в Чечне.