АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)
по делам национальностей К.А.Бичелдея
Уважаемые участники парламентских слушаний!
Сегодняшние парламентские слушания затрагивают достаточно тонкую материю - национальные вопросы и конфессиональные проблемы.
Прежде всего, я бы хотел подчеркнуть то обстоятельство, что название наших парламентских слушаний - Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект - не означает признания нами терроризма как этноконфессионального явления. Речь идет о возможностях проводимой действенной национальной политики, межконфессионального мира, который мы должны и обязаны укреплять на основе формирования толерантного сознания, раннего предупреждения терроризма как социального зла нашего общества.
Прямые увязки национального аспекта, национального и конфессионального признака с терроризмом недопустимы, это не имеет под собой ни теоретической, ни практической основы.
На предупреждение терроризма у нас работает целый комплекс законодательных актов, начиная с конституционных норм и кончая целым рядом федеральных законов. Основополагающим среди них являются Федеральный закон О противодействии экстремистской деятельности , а также Федеральный закон О борьбе с терроризмом .
Ряд субъектов Российской Федерации, где терроризм имеет достаточно серьезное проявление, такие как Москва, Краснодарский край и другие наши регионы, имеют также свои региональные законы. Все это в комплексе на сегодняшний день дает нам достаточно полную законодательную базу для борьбы с терроризмом. Но эту нормативную базу необходимо конкретизировать и дополнять.
Сегодня есть необходимость переходить от общих обсуждений самой проблемы предупреждения терроризма к конкретным явлениям и фактам, которые имеют место в нашем обществе и анализируя их, находить конкретные, действенные способы предупреждения терроризма. Нельзя, например, мириться с тем, что теракт на Дубровке всколыхнул обострение межнациональных противоречий. Были и другие случаи, когда просто по национальному признаку шли целенаправленные проверки, хотя, скорее всего, это явилось результатом неадекватной реакции на тот или иной террористический акт.
Мы должны обратить внимание на реализацию потенциала человека, комфортность его ощущений в любой точке Российской Федерации, на право реализовать возможность работать там, где он считает нужным. Нам необходимо решать кадровые вопросы с учетом национальной принадлежности, но при этом не делая ее основным признаком для отбора и расстановки кадров.
Мы знаем, что основой подбора и расстановки кадров является не национальный, а профессиональный признак. Но на региональном и федеральном уровнях необходимо учитывать и этот признак с тем, чтобы создавать в обществе более толерантные взаимоотношения, особенно в проблемных территориях, чтобы у населения было ощущение востребованности на всех уровнях. И в этом отношении федеральная власть уже делает положительные шаги, особенно в отношении Чечни. Назначение Абдул-Хакима Султыгова Представителем Президента по Чеченской Республике - это одно из решений вопроса с учетом, прежде всего, профессиональных возможностей Султыгова, но в то же время, учитывая его национальное представительство.
Необходимо изжить из употребления как в системе наших правоохранительных органов, так и в средствах массовой информации, да и вообще из обиходной речи, понятие лицо кавказской национальности , что также будет способствовать формированию комфортного состояния человека в России, особенно у представителей северокавказских республик.
Сегодняшние парламентские слушания должны еще раз обратить внимание общественности на то, что продуманные, системные действия, направленные на использование потенциала национальных кадров на федеральном и региональном уровнях будут способствовать решению вопросов формирования толерантных отношений в России и тем самым - предупреждению терроризма.