Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление Члена Комитета Государственной Думы по делам национальностей  Р.Н. Гимаева

                        Уважаемые участники парламентских слушаний!
    
     Я хотел бы обратить внимание на просьбу наших религиозных деятелей -разрешение войти в общеобразовательную школу. Этот вопрос давнишний.  Хочу сказать, что мы детей должны воспитывать на основе научной картины мира.  Традиции,  духовную часть религий я поддерживаю, но что касается обучения, то нельзя путать светское обучение с обучением религиозным.
    Я в свое время возглавлял рабочую комиссию по подготовке закона Республики Башкортостан о свободе совести и религиозных организациях. У нас тогда было 14 конфессий, сейчас их в республике стало 16. С каждым руководителем конфессии мы долго дискутировали на эту тему.
    В нынешних условиях, когда научно-технический прогресс влияет на уровень жизни, экономическое положение населения, мы должны воспитывать детей только  на основе научной картины мира. Следует сказать, что в свое время   король Саудовской Аравии  (об этом, наверное, старшее поколение знает), ознакомившись с программой медресе, сказал: Я,  будь моя воля, отправил бы  их в Европу учиться и не вернул бы, пока они не усвоят, что Земля вращается вокруг Солнца, а не на трех слонах держится". Это сказал король Саудовской Аравии, религиозной страны.
     Не надо путать светское и религиозное обучение. Закон дает возможность открывать воскресные школы, медресе. Пожалуйста, занимайтесь там, кто хочет, такая возможность имеется.
      У нас много делается, чтобы люди знали об истории религии. Во всех профессиональных, средних общеобразовательных учреждениях, в высшей школе преподаются курсы - История религии . Объем учебной программы очень большой. И мы,  руководители вузов (я работал ректором университета  18 лет), пожелали, чтобы в вузах преподавали историю религии, читали лекции знающие,  профессионально подготовленные люди, например, выпускники религиозного учебного заведения в г.Загорске.
     В нашем многонациональном, многоконфессиональном государстве всех детей под одну гребенку учить канонам религии невозможно. Вот в Башкирии, как я уже отметил, сейчас 16 конфессий. И что, нужно создавать 16 классов, чтобы преподавать религию? На этой основе будут конфликты. Лучше оставить так, как оно есть сейчас.  
     Мы много общались с Министром образования В.М.Филипповым. На него оказывали такое давление, что он вынужден был согласиться включить в школьную программу религиозные курсы. Научно-техническая, научно-гуманитарная общественность против этого. И давайте по этому поводу не будем вводить друг друга в заблуждение.
    Мне бы хотелось в связи с этим добавить, что такая позиция ни в коей мере не ущемляет прав верующих. Законами предусмотрено, что   пропаганда религии  находится в руках духовенства. И обижаться здесь не стоит.
     Меня удивляет другое. В нашей стране живут ведь не только верующие, но и  атеисты.  В нашем разговоре сегодня об этом не было сказано ни одного слова. Это неправильно.  Даже в наиболее религиозных странах все каноны религии соблюдают только 7-9 процентов населения. Примерно одна треть посещают мечети, церкви, храмы. Остальные же могут быть сочувствующими и атеистами. Поэтому давайте не преувеличивать роль религии в  развитии российского государства, а это у нас часто случается.
    В свое время  у нас был перегиб в другую сторону, и сейчас мы  вынуждены это исправлять.