Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление Министра Российской Федерации В.Ю. Зорина

                                                       Уважаемые коллеги!
    
     ХХ век был веком локальных конфликтов. И только некоторые из них начинались  как этнические и конфессиональные. Но впоследствии все они приобретали национальную окраску, которая  усиливала  их разрушительное действие.
     В наших дискуссиях мы все время ведем разговор в рамках двух федеральных законов: О противодействии экстремистской деятельности и О борьбе с терроризмом .
     Федеральный закон О противодействии экстремистской деятельности отвечает на многие вопросы и является серьезным шагом в борьбе с подобными явлениями.  Я хотел бы напомнить, что год начался с того, что Минюст России предупредил Национально-державную партию России по поводу высказываний, которые разжигают межнациональную рознь. Прокуратура обратилась в Верховный Суд, и Верховный Суд принял решение о признании ряда организаций экстремистскими. Я хотел бы также напомнить, что есть ясные указания Главы нашего государства, Владимира Владимировича Путина, о том, что любое высказывание, где бы оно ни прозвучало и какие бы настроения ни разжигало -  антикавказские, антирусские или антисемитские -  должно получить адекватную оценку правоохранительной системы.
    Здесь много говорили  о роли средств массовой информации,  часто с горечью. Я бы так однозначно не оценивал роль средств массовой информации, а хотел бы напомнить, что Федеральный закон О противодействии экстремистской деятельности дает нам возможность обуздать те средства массовой информации, которые используют язык вражды и не способствуют толерантности. Это, например, статья 1 Федерального закона, касающаяся разжигания межнациональной розни как составной части  экстремистской деятельности, которой могут  заниматься общественные  и религиозные  объединения  либо иные организации, либо средства  массовой информации, либо физические  лица. Поэтому инструмент у нас  есть,  и нам надо более активно им  пользоваться, опираясь на ресурсы гражданского общества.
    У нас есть федеральная целевая Программа воспитания толерантного сознания в обществе и противодействия экстремистской деятельности, которая была принята в 2001 году. Исполнительная власть должна активнее работать в рамках этой Программы, имея в виду, что, конечно, терроризм легче всего останавливать на дальних подступах, на подступах возникновения и предупреждения. И поэтому вопросы мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, о чем здесь сегодня говорилось, очень актуальны. Эту работу необходимо развивать и наращивать.
    Россия была, есть и будет многонациональным и многоконфессиональным государством, и этот фактор всегда присутствует в нашей истории. А проблемой он становится только тогда, когда государство и общество не уделяют ему должного внимания и не находят общий язык в его решении.
    Здесь высказывалась критика по поводу реализации государственной национальной политики. Я хотел бы вас проинформировать о том, что Президентом страны дано поручение обобщить практику реализации Концепции национальной политики, особенно на новом этапе, с учетом последних изменений в обществе и итогов переписи населения и внести в нее коррективы. Сейчас работа в этом отношении начата научными институтами, общественными организациями. Я надеюсь, что и Государственная Дума выскажет свое мнение  по этому важному вопросу.
    Я понимаю актуальность вопроса о создании  Министерства по делам национальностей, эта  тема важная, но залог решения всех проблем заключается не только в одном правительственном органе и не только в одном общественном институте.  В  этом месяце состоится Общероссийское совещание по проблемам реализации государственной национальной политики, и я думаю, что Рекомендации наших слушаний там будут учтены.
     Я выскажу несколько предложений по Рекомендациям в разделе, касающемся  Правительства Российской Федерации.  Думаю, что надо сделать  более корректную запись о создании единого федерального центра  по предупреждению и пресечению террористическо-экстремистской деятельности в Российской Федерации.
    Следующая запись: разработать Федеральную программу по предупреждению террористической деятельности. Но она у нас есть, только что говорилось об этом, это Программа толерантности. Я бы предложил здесь сделать запись о том, чтобы Правительству Российской Федерации рассмотреть ход реализации этой Программы, уточнив возникшие новые обстоятельства и новые задачи. Это относится также и к последнему абзацу, где речь идет о Министерстве культуры и Министерстве образования. Я думаю, что задача воспитания толерантного сознания шире, и она касается не только федеральных министерств, ведомств и федерального центра, но  и субъектов Федерации. В этой программе более активное участие должны принять и наши общественные организации и органы местного самоуправления.
            Думаю, что наши слушания помогут выработать адекватную систему мер для того, чтобы усилить противодействие общества и государства одной из главных опасностей современности -  терроризму, в  том числе и международному.