Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление Председателя комиссии по законодательству и местному
самоуправлению Костромской областной Думы С.П. Шакелиной

                            Уважаемые участники парламентских слушаний!

     Выход такого явления, как терроризм, на международный уровень обязывает мировое сообщество объединить свои усилия в борьбе с этой чумой  ХХ1 века. На международном уровне терроризм существует уже давно. Развал Советского Союза, нарушив паритет сил в мире, усугубил данное явление, как бы став ему своеобразной подпиткой.
    Прежде чем начать борьбу с терроризмом  как мировым злом, необходимо дать ему полное, четкое определение, в котором, на наш взгляд, должен непременно присутствовать экономический аспект, ибо он один из главнейших.
     Позиция подразделения терроризма на этнический и конфессиональный явно надумана, так как уводит нас от причин возникновения терроризма. Если не выявить причин, бесполезно бороться со следствием или можно с ним бороться бесконечно.
     Одну  из причин возникновения терроризма не так давно обозначил в программе Времена Владимир Познер,  назвав нищету большинства населения планеты благоприятной почвой для развития любого негативного явления, и я бы поддержала его в этом. Но это почему-то замалчивается как Государственной Думой, так и Советом Федерации.
     Второй момент. Мне представляется исключительно важной роль религии. Сейчас я бы сказала, что в нашем государстве, простите, если выражусь резко, происходит почти насильственное навязывание религии, хотя по нашей Конституции Россия -  светское государство. Но мы должны честно признать, что церковь весьма активно вмешивается в дела государства.
    На территориях воинских частей, в  вузах строятся храмы, в школах пытаются ввести изучение основ православия. Даже в детских садах обустраиваются небольшие комнаты с ликами святых, отдаленно напоминающие церковь или приход. То же самое мы видим и в детских воспитательных колониях. Естественно, что представители других конфессий недовольны, ибо тем самым признается главенство или приоритет одной из конфессий, хотя государство у нас светское. В многоконфессиональной России пусть при небольшом, но преимуществе одной конфессии в жестких экономических условиях, а проще говоря, при нищете большинства населения, это грозит серьезными негативными моментами, ибо, как верно отмечено в докладе, обида превращается  в хорошее зерно озлобленности.
    Еще одна причина - катастрофическое состояние образованности, которое разрушила определенная статья нашей Конституции, уничтожившая обязательное среднее образование. Теперь образование становится платным,  и вряд ли можно мечтать о самом образованном народе мира. Катастрофически быстро идет усреднение общественного сознания, что является причиной возникновения и национализма, и экстремизма.
     Я обозначила условно три причины: нищету, недостаточность образования и  межконфессиональную рознь.
    Наверное, есть еще и другие причины. Так, в докладе верно отмечено явление глобализации и обозначен ее антипод - антиглобализм, который может быть благостной почвой для терроризма.
    Мы должны отметить, что проблема межнациональных отношения для России не нова. Советский Союз тоже не был ее лишен, но в прежнем государстве на первом месте все же стояли социально-экономические отношения. И мы знаем, сколько сделала страна для национальных окраин, стоит только взглянуть на Ташкент, Душанбе и другие города, как мы раньше говорили, города  национальных окраин.
    Если же будет материальная стабильность, значительно проще будет выстраивать межнациональные отношения и определять федеративную структуру. Поэтому не так важно иметь большое количество законов по государственной национальной политике, важна суть этих законов,  и как справедливо сказано в докладе, сделать это очень сложно, но просто необходимо.
    Совершенно справедливо и то, что должна быть выстроена государственная политика по предупреждению проявлений терроризма, экстремизма, и здесь огромную роль может сыграть система образования, которая, к сожалению, этой проблемой совершенно не занимается, а на наш взгляд, способствует межконфессиональной розни.
    И последнее. Как мы видим, обсуждаемая сегодня проблема рассматривается весьма односторонне. Поэтому просто необходима помощь ученых, философов, историков, этнографов, психологов, чтобы к анализу терроризма как явления был диалектический, разносторонний подход.
    Если мы не будем ликвидировать причины, порождающие эти явления, борьба,   какой бы сильной она  ни  была,  не принесет успеха.