АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)
самоуправлению Костромской областной Думы С.П. Шакелиной
Выход такого явления, как терроризм, на международный уровень обязывает мировое сообщество объединить свои усилия в борьбе с этой чумой ХХ1 века. На международном уровне терроризм существует уже давно. Развал Советского Союза, нарушив паритет сил в мире, усугубил данное явление, как бы став ему своеобразной подпиткой.
Прежде чем начать борьбу с терроризмом как мировым злом, необходимо дать ему полное, четкое определение, в котором, на наш взгляд, должен непременно присутствовать экономический аспект, ибо он один из главнейших.
Позиция подразделения терроризма на этнический и конфессиональный явно надумана, так как уводит нас от причин возникновения терроризма. Если не выявить причин, бесполезно бороться со следствием или можно с ним бороться бесконечно.
Одну из причин возникновения терроризма не так давно обозначил в программе Времена Владимир Познер, назвав нищету большинства населения планеты благоприятной почвой для развития любого негативного явления, и я бы поддержала его в этом. Но это почему-то замалчивается как Государственной Думой, так и Советом Федерации.
Второй момент. Мне представляется исключительно важной роль религии. Сейчас я бы сказала, что в нашем государстве, простите, если выражусь резко, происходит почти насильственное навязывание религии, хотя по нашей Конституции Россия - светское государство. Но мы должны честно признать, что церковь весьма активно вмешивается в дела государства.
На территориях воинских частей, в вузах строятся храмы, в школах пытаются ввести изучение основ православия. Даже в детских садах обустраиваются небольшие комнаты с ликами святых, отдаленно напоминающие церковь или приход. То же самое мы видим и в детских воспитательных колониях. Естественно, что представители других конфессий недовольны, ибо тем самым признается главенство или приоритет одной из конфессий, хотя государство у нас светское. В многоконфессиональной России пусть при небольшом, но преимуществе одной конфессии в жестких экономических условиях, а проще говоря, при нищете большинства населения, это грозит серьезными негативными моментами, ибо, как верно отмечено в докладе, обида превращается в хорошее зерно озлобленности.
Еще одна причина - катастрофическое состояние образованности, которое разрушила определенная статья нашей Конституции, уничтожившая обязательное среднее образование. Теперь образование становится платным, и вряд ли можно мечтать о самом образованном народе мира. Катастрофически быстро идет усреднение общественного сознания, что является причиной возникновения и национализма, и экстремизма.
Я обозначила условно три причины: нищету, недостаточность образования и межконфессиональную рознь.
Наверное, есть еще и другие причины. Так, в докладе верно отмечено явление глобализации и обозначен ее антипод - антиглобализм, который может быть благостной почвой для терроризма.
Мы должны отметить, что проблема межнациональных отношения для России не нова. Советский Союз тоже не был ее лишен, но в прежнем государстве на первом месте все же стояли социально-экономические отношения. И мы знаем, сколько сделала страна для национальных окраин, стоит только взглянуть на Ташкент, Душанбе и другие города, как мы раньше говорили, города национальных окраин.
Если же будет материальная стабильность, значительно проще будет выстраивать межнациональные отношения и определять федеративную структуру. Поэтому не так важно иметь большое количество законов по государственной национальной политике, важна суть этих законов, и как справедливо сказано в докладе, сделать это очень сложно, но просто необходимо.
Совершенно справедливо и то, что должна быть выстроена государственная политика по предупреждению проявлений терроризма, экстремизма, и здесь огромную роль может сыграть система образования, которая, к сожалению, этой проблемой совершенно не занимается, а на наш взгляд, способствует межконфессиональной розни.
И последнее. Как мы видим, обсуждаемая сегодня проблема рассматривается весьма односторонне. Поэтому просто необходима помощь ученых, философов, историков, этнографов, психологов, чтобы к анализу терроризма как явления был диалектический, разносторонний подход.
Если мы не будем ликвидировать причины, порождающие эти явления, борьба, какой бы сильной она ни была, не принесет успеха.