Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление Председателя Конгресса еврейских обществ России З.Л. Когана
                                 Уважаемые участники парламентских слушаний!

     Раньше у нас было две беды: дураки и дороги. Дороги стали лучше, дураков стало вроде бы меньше, но воз и ныне там. Задача традиционных религий - воспитать законопослушание, богобоязность, способность к самоограничению, к самодисциплине, чтобы мы выполняли законы. Человеческий мозг подобен ядерному реактору. Если периодически не пользоваться тормозами, то недалеко и до катастрофы.
    То, что мы сегодня называем террором - взрывы домов, захват заложников, убийства - это как бы горячий террор, так сказать, скорый , как в бизнесе  - короткие деньги . Террор медленный и холодный - это террор  без взрывов, без крови, это информационный, духовный террор, это разжигание этнической и религиозной розни. И такой террор может происходить очень корректно, об этом уже говорили.
     Мы с вами уже один раз на эти грабли наступили и потеряли великую страну. Но, слава Богу, Россию-то мы сохранили. Мы должны понимать, что каждый из нас в то время, когда  возрождается  Россия, должен сделать в хорошем смысле жертвоприношение. То есть мы теперь как бы все - одна семья. У нас есть гражданство,  мы - одна национальность, российская.  Религий у нас может быть много, но национальность - одна.
    Мы должны для себя  решить:  если мы - единая семья, то каждый представляет себе, какие существуют законы в семье и какая там присутствует мера демократии.  По-моему, наша национальная идея - это то, что мы все как одна единая семья.
     Возвращаясь к так  называемому холодному  террору, можно сравнить его с поведением  в семье сухого пьяницы . Он изводит всех, но рука не поднимается, как говорится, врезать ему. Иногда сухой пьяница хуже обычного пьяницы.
     Требует изменений и  дополнений законодательство о вероисповедании. Выскажу несколько предложений.
      Первое -  традиции наших этносов и религиозное право конфессий  не могут быть выше законодательства страны.
     Второе - религиозные организации, объединения должны указывать полное наименование, которое содержит сведения о вероисповедании, чтобы было все понятно.
     Третье - общественные объединения,  национально-культурные автономии,  религиозные объединения должны предоставить обществу  сведения об основах, формах и методах  своей деятельности и вероучений,  практических результатах, об отношении к семье,  браку,  образованию,  здоровью, службе в армии. Нельзя нам ссылаться только  на Библию, мусульманам - только на Коран и так далее. Нужно современным русским языком  четко обозначить и продекларировать  свое  отношение  к государственным институтам и ко всему тому, что беспокоит общество.
     Важно также добавить в закон такую статью, как государственная  религиоведческая экспертиза, потому что трудно бывает  разобраться во множестве течений, которые есть и у нас, иудеев, и у мусульман, и у христиан,  и у  других вероисповеданий.
     Нужно еще добавить, что религиозные организации имеют исключительное  право  приглашать иностранцев для занятий  проповеднической, миссионерской  деятельностью,   но  добавить -  "с согласия централизованных организаций".  Этого нет в законе. А такая запись нужна, потому что религиозных организаций у нас около 20 тысяч,  централизованных же, слава Богу, меньше,  и они должны за это  отвечать.
    Теперь о кадрах. Для предотвращения  разных видов терроризма,  для более успешной работы мы должны обратить внимание на кадры. Кто есть наши религиозные лидеры, насколько они патриоты? Я думаю, что если в бизнесе может быть человек с двумя, тремя, пятью гражданствами -  какая нам разница, кто спички делает, то духовный лидер  должен быть патриотом  страны, у него должно быть одно  гражданство,  российское. А если это не так,  иди в отставку.  Ведь религия -  это прежде всего, образ жизни. А духовный лидер - это пример того, как надо жить, как любить страну.  Это не бизнес.
     Хотел бы также отметить, что самоидентификация людей происходит через религию. Это хорошо видно у мусульман и у иудеев. Ничто так не связывает людей в стране - на Камчатке или в Калининграде, как вера. Поэтому эту связь  надо ценить, беречь.
     Традиционные религии, традиционные культуры, русский язык, экономическое развитие, природные богатства - вот залог вечного роста и процветания России.