Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 27 Законодательная деятельность Государственной Думы третьего созыва (2000-2002 гг.): государственное строительство и конституционные права граждан


3. Конституционные права граждан

     Одной из важнейших задач построения демократического федеративного государства является обеспечение прочных и неукоснительных гарантий конституционных прав граждан, создание объективных условий для всестороннего и гармоничного развития личности. Именно поэтому формированию правовой базы становления института гражданства как главнейшего элемента правового статуса личности, основы взаимоотношений человека и государства депутатами Государственной Думы уделялось первостепенное внимание.
    Существенным шагом в решении этой задачи стало принятие Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (новая редакция федерального закона).  
     Закон содержит ряд новелл, обеспечивающих более полную согласованность избирательных норм, касающихся участия общественных объединений в выборах и референдумах в связи с принятием Федерального закона О политических партиях , а также учета практики применения  Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации . Так, во многом  обновлен и уточнен перечень используемых в законе основных терминов, более полно и последовательно урегулированы вопросы, касающиеся подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации.
     На усиления роли политических партий в избирательном процессе направлен ряд положений закона, стимулирующий участие партий в выборах различного уровня. В частности, устанавливаются общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающие возможность пропорционального распределения не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе  субъекта Российской Федерации между списками кандидатов.
    Важно, что ряд изменений направлен на исключение возможности использования при проведении выборов и референдумов так называемого административного ресурса. Предусматривается, в частности, расширение круга лиц, обязанных в случае регистрации их в качестве кандидатов временно прекратить исполнение своих полномочий. Устанавливается запрет на использование лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, преимуществ должностного или служебного положения в для создания преимущества тому или иному кандидату либо избирательному объединению.  Предусмотренная в законе норма, требующая обязательное опубликование кандидатами, избирательными объединениями   и избирательными блоками своих предвыборных программ, а также обязательность представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, создает условия для более полного и объективного избирателей о претендентах на политическую власть.
     Закон освобождает от сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при регистрации кандидатов (списков кандидатов) политические партии и избирательные блоки, которые по результатам последних выборов в Государственную Думу преодолели пятипроцентный барьер.
     Принятый Государственной Думой Федеральный конституционный закон О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации уточняет порядок назначения референдума, предусматривая установление запрета инициирования федеральных референдумов в период проведения федеральных избирательных кампаний, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Законом также устанавливается запрет на проведение референдума Российской Федерации в течение вышеуказанного периода, за исключением референдумов, проведение которых предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     Важным этапом в деле становления гражданского демократического общества стало принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Концепция нового кодекса предусматривает, прежде всего, реализацию принципа состязательности и ответственности сторон в гражданском процессе, для чего вводится новый порядок регламентации всех видов судопроизводства: искового, особого, публично-правового, приказного и производства по делам, возникающим в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов. Более четко регламентируется роль прокурора в гражданском процессе, ему предоставляется право возбуждать гражданские дела в случаях защиты интересов государства, а также в случаях, когда лицо по уважительной причине не может возбудить такое дело. Вводится новый апелляционный порядок рассмотрения дел и пересмотра решений, вынесенных мировыми судьями. При кассационном рассмотрении сторонам предоставляется право предъявлять новые доказательства, ходатайствовать о допросе новых свидетелей, о проведении экспертизы, если по всем этим вопросам было отказано в суде первой инстанции.
    С целью дальнейшего совершенствования гражданского и гражданско-процессуального законодательства Государственная Дума третьего созыва доработала и приняла часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации , наиболее существенными новеллами которого являются: первоочередность наследования по завещанию и расширение круга наследников по закону, а также включение раздела Международное частное право .
     Федеральный закон О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом О государственной регистрации юридических лиц вносит изменения в некоторые федеральные законы, касающихся правового статуса отдельных категорий юридических лиц. В частности, в соответствии с одобренной поправкой в Гражданский кодекс Российской Федерации датой создания юридического лица считается дата внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Изменены полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных подразделений, Центрального  банка Российской Федерации по вопросам, касающимся государственной регистрации  юридических лиц.
    Помимо этого Государственной Думой принят ряд законов, вносящих изменения в действующее законодательство:
    - Федеральный  закон О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР расширяет круг лиц - наследников  по закону за счет введения третьей и четвертой очередей наследников, которые включают дальних родственников наследодателя, а также предусматривается, что наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующей очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники предшествующей очереди лишены завещателем права наследования;
    - Федеральный закон О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации вводит в действие главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую право собственности и другие вещные права на землю, за исключением норм, касающихся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, которые вступили в силу после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения;
    - Федеральный закон О внесении изменения в статью 24 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривает приведение положения  названной статьи в соответствие с нормами статьи 250 Гражданского кодекса РФ, которые предоставляют преимущественное право покупки остальным участникам долевой собственности только при возмездном отчуждении доли в праве общей собственности и устанавливают общий порядок и сроки совершения юридически значимых действий участниками долевой собственности. Положения статьи 24, в которую вносятся изменения, ограничивают права участников долевой собственности во всех случаях регистрации возникновения, перехода, прекращения и ограничения права на долю в общей собственности, если они не получили письменного согласия (разрешения) на продажу своей доли (либо отказа от покупки доли) всех остальных участников долевой собственности;
    - Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об актах гражданского состояния уточняет нормы, регулирующие порядок получения повторного свидетельства о регистрации и восстановления записей актов гражданского состояния, увеличивает срок хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния с 75 до 100 лет.  
     Усилить государственный контроль за недопущением ущемления гражданских прав населения при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним    призван Федеральный закон О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в котором предусматривается дополнить перечень лиц, имеющих право доступа к содержанию правоустанавливающих документов федеральным антимонопольным органом и его территориальными подразделениями.
     На устранение имеющихся в законодательстве пробелов в обеспечении законных прав и интересов собственника жилья, надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражданина. в том числе и признанного недееспособным либо не полностью дееспособным, а также на совершенствование регулирования отношений между новым собственником жилого дома или квартиры и членами семьи прежнего собственника направлен Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Данные изменения и дополнения позволяют привести Закон Российской Федерации О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части определения вида собственности на жилое помещение, а также исключения из сферы действия указанного закона категории лиц, проживающих в жилом помещении по договору аренды (коммерческого жилья) и распространения его только на граждан Российской Федерации. Законом регламентируются взаимоотношения собственника и дееспособных членов его семьи, проживающих в принадлежащем ему жилом помещении. Данным законом также устанавливается солидарная с собственником ответственность членов семьи по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, а также условия, на основании которых может производиться отчуждение жилого помещения. Законом определено, что отчуждение жилого помещения, при котором затрагиваются интересы всех указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
    Добиваясь обеспечения законодательного регулирования вопросов, связанных с гражданством в нашем государстве, палата приняла Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации , который достаточно четко определил принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, установил основания, условия и порядок его приобретения и прекращения.    
     Закон решает задачу обеспечения конституционного регулирования вопросов гражданства с учетом положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, необходимости сбалансированности интересов личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также приведения национального законодательства в соответствие с подписанной Россией в 1997 г. Европейской конвенцией о гражданстве. Принципиально новым в этом законе является введение понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации и конституционного положения о гражданстве Российской Федерации как о едином и равном независимо от оснований его приобретения. Закон предусматривает введение новой нормы - отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства, что отвечает принципу устойчивой правовой  связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства в соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации.
    Федеральным законом также установлено, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут претендовать на получение гражданства Российской Федерации, если они проживают на территории России в течение пяти лет непрерывно, а также владеют русским языком. Этот срок сокращается до одного года при наличии конкретно определенных оснований: состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличие ребенка, в том числе усыновленного, состоящего в гражданстве Российской Федерации; наличие высоких достижений в области науки, техники, культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
     Важнейшие положения данного закона развивают федеральные законы:
      О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации , создающий возможность упорядочить регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, учет их передвижений и трудовой деятельности, а также позволяет осуществлять административное выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации или нарушивших  визовый и правовой режим;
      О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию , конкретизирующий отдельные положения, касающиеся порядка пересечения Государственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию, а также определяющий виды и содержание виз, основания и порядок их выдачи и продления, перечень документов для выдачи визы иностранному гражданину, дополнительные основания, при которых въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен или не разрешается вообще.