Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 27 Законодательная деятельность Государственной Думы третьего созыва (2000-2002 гг.): государственное строительство и конституционные права граждан


4. Судебно-правовая реформа

     На формирование демократического правового государства большое влияние оказывает состояние судебно-правовой системы страны, ее соответствие политическим реалиям и современным задачам. Реформирование судебной системы постоянно находится в центре внимания Государственной Думы. Значительным шагом в осуществлении судебной реформы явилось принятие трех кодексов: Уголовно-процессуального  и Арбитражно-процессуального и Гражданско-процессуального.
     Разработка нового Уголовно-процессуального кодекса вызвана необходимостью приведения его в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
     К числу наиболее важных новелл Кодекса относятся следующие:
    закрепление принципа состязательности уголовного процесса и положения о том, что суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты;
    отнесение к первоочередным задачам уголовно-процессуального законодательства защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
     обязательное участие государственного обвинителя при поддержании обвинения в суде по конкретному уголовному делу и возложение на прокурора, следователя, дознавателя в уголовном судопроизводстве функции уголовного преследования от имени государства;
    возложение на сторону обвинения обязанности доказывать обвинения и опровергать доводы, приводимые в защиту подозреваемого и обвиняемого;
     установление порядка признания доказательств недопустимыми;
     отказ от принципа непрерывности судебного разбирательства;
     введение института "соглашения о признании вины";
    предоставление подозреваемому права иметь защитника и свидания с ним наедине и конфиденциально с момента, предшествующего первому допросу, расширение перечня случаев обязательного участия защитника;
     установление норм, гарантирующих адвокатский иммунитет;
     расширение оснований применения залога в качестве меры пресечения по любому уголовному делу;
     установление момента окончания уголовного преследования;
     уточнение процедуры примирения и др.
     Необходимость разработки Арбитражно-процессуального кодекса вызвана некоторыми выявленными на практике пробелами и внутренними противоречиями действующего кодекса, а также несогласованностью с другими законами, вступившими в силу после 1995 г.
     В Кодексе предпринята попытка осуществить сочетание принципа состязательности с определенной активностью суда, нацеленной на повышение уровня организации процесса, эффективности судебной защиты. Так, в целях оказания содействия лицам, участвующим в деле, арбитражный суд наделяется правом истребования доказательств по своей инициативе, в том числе письменных, назначения экспертизы и т.п.  
     Кодекс содержит также нормы, развивающие принципы состязательности и диспозитивности, в частности, привлечение судом другого ответчика по ходатайству или с согласия истца в случае невозможности рассмотрения дела без его участия, расширение оснований переноса рассмотрения дела в другой арбитражный суд, приостановление производства по делу по ходатайству обеих сторон, возможность проверки законности и обоснованности принятого первой инстанцией решения в апелляционном порядке только в обжалованной части при отсутствии возражений других лиц, участвующих в деле и др.

     Согласно Кодексу, предполагается осуществить дифференциацию процедур при рассмотрении различных категорий дел, а также ввести упрощенную процедуру рассмотрения по спорам на мелкие суммы и бесспорным делам. Предлагается возможность урегулирования споров между субъектами предпринимательской деятельности вне рамок судебного заседания, путем мирового соглашения. Подробно регламентирован институт обеспечения иска, предусматривается применяемый в мировой судебной практике порядок обеспечения имущественных интересов до подачи иска, а также институт встречного обеспечения. В целях обеспечения оперативности процесса и сокращения нагрузки на судью водится институт помощника судьи.

     Дальнейшему развитию судебной реформы способствует принятие Федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации .
     Данные законы приняты в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. 6-П по делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Конституционный Суд признал, что все положения УПК РСФСР, сохраненные в УПК РФ до 1 января 2004 года и  допускающие возможность применения в качестве меры пресечения заключения под стражу без судебного решения, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Суд поручил Федеральному Собранию Российской Федерации обеспечить введение в действие с 1 июля 2002 г. норм УПК Российской Федерации, предусматривающих судебный порядок применения ареста, а также задержания подозреваемого на срок более 48 часов.
     Наряду с этим работа по созданию правовой базы судебной реформы в Государственной Думе проводилась по двум направлениям:
    установление правового статуса различных институтов судебной системы. С этой целью приняты федеральные законы Об органах судейского сообщества и "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", О третейских судах в Российской Федерации ;
    ликвидация пробелов в действующих законах. С этой целью приняты федеральные законы О внесении изменений в статьи 43.4 и 44 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации и "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", которые создают условия для перевода ряда льгот судей, прокурорских работников и работников аппаратов судов в их денежное содержание.
     Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" уточняет и расширяет правовые и организационные возможности выполнения функций адвокатов.

     В законе определено понятие адвокатуры как профессионального сообщества лиц, имеющих статус адвоката и занимающихся адвокатской деятельностью. Лицо приобретает статус адвоката на основании решения квалификационной комиссии после сдачи им квалификационного экзамена. При этом сохраняется статус адвоката у лиц, получивших его до вступления федерального закона в силу. Кроме того, в законопроекте определены гарантии независимости адвокатов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности и пределы их неприкосновенности, регламентированы условия приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката, предоставлено право адвокату осуществлять свою деятельность индивидуально либо в составе адвокатских бюро.
     В качестве высшего органа адвокатуры в России признается съезд адвокатов Российской Федерации, который избирает Федеральную палату адвокатов, представляющую собой координирующий орган. В субъектах Российской Федерации образуется только одна адвокатская палата, которая избирается высшим органом - собранием адвокатов. Создание межсубъектных и иных межтерриториальных адвокатских палат не предусматривается.
    Федеральный закон О третейских судах в Российской Федерации устанавливает единые правовые основы организации и деятельности третейских судов. Основа функционирования третейского суда - договор сторон. В силу этого решение многих вопросов находится на усмотрении сторон, стимулируя их инициативу. Одновременно в законе установлены положения о принципах разрешения споров - равноправии сторон, состязательности и т.д.
    Закон закрепляет принцип окончательности решения третейского суда и недопустимости его ревизии государственным судом. Государственный суд вправе только разрешить вопрос об обращении решения третейского суда к принудительному исполнению, но не может пересматривать решение третейского суда по существу.

     Отдельной строкой вписывается в правовое поле новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Особенностью данного кодифицированного акта является то, что он содержит нормы не только материального и процессуального права, но и включает в себя положения, определяющие систему органов административной юрисдикции, их полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также вопросы, регламентирующие исполнение решений по этим делам. Итогом многолетней работы над ним стал ряд принципиальных положений, по которым было достигнуто согласие всех заинтересованных сторон:
    для осуществления идеи реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях КоАП РФ предусматривает, что все вновь принимаемые на федеральном уровне нормы об административной ответственности должны включаться в данный Кодекс;  
     нормы Кодекса распространены на юридических лиц, усилена ответственность должностных лиц;
    расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения не только административного ареста, но и ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации;
    разграничены сферы действия уголовного и административного законодательства;
    усовершенствован институт обжалования и пересмотра постановлений по административным делам, в котором задействованы все ступени судебной системы, включая Верховный Суд.
    Реформа судебной системы предполагает дифференциацию судебных процедур, позволяющих более полно и всесторонне рассматривать дела в суде. В связи с этим особую актуальность приобретает идея создания специализированных судов, предусмотренных Федеральным конституционным законом О судебной системе Российской Федерации . В первую очередь речь идет о создании в рамках судов общей юрисдикции административной юстиции.
     О необходимости создания административных судов свидетельствуют тот факт, что количество рассмотренных судами жалоб на неправомерные действия и решения органов власти и управления возросло за последнее десятилетие в 6,5 раза. Такая ситуация, в частности, послужила одной из предпосылок для разработки и принятия Федерального конституционного закона О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам , упорядочивающего процедуру рассмотрения возникающих по этому поводу споров.