Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 27 Законодательная деятельность Государственной Думы третьего созыва (2000-2002 гг.): государственное строительство и конституционные права граждан


6. Национальная политика

     Для многонационального государства, каким является Российская Федерация, состояние государственного строительства во многом определяется степенью разрешения национальных вопросов.
    Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предполагает укрепление правовых основ охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни в условиях рыночных отношений, сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов, сохранение на территориях их традиционного природопользования биологического разнообразия. При этом регулирование традиционного природопользования не затрагивает вопросы недропользования, водопользования и лесопользования.
    В законе предусматривается, что правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования может осуществляться также и обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации.
    В рамках законодательного обеспечения решения вопросов, связанных с развитием языковой политики как сферы государственной политики, Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" ( 130432-3). Закон базируется на конституционном праве Российской Федерации и республик РФ иметь собственные государственные языки и исходит из необходимости установления их единой письменной основы на базе кириллицы. Вместе с тем, он предусматривает возможность республикам изменять письменную основу своих государственных языков, но сделать это будет возможно только на основании принятия специального федерального закона, в котором будут учтены интересы не только отдельного субъекта Российской Федерации, но интересы России и всех ее граждан.