АВ 2003г. Выпуск 26 Специализированные трудовые суды в системе органов государственной власти Российской Федерации. Зарубежный опыт
1.2.Трудовые суды в системе органов судебной власти в Германии
Необходимо подчеркнуть, что современная Германия представляет собой классическую модель полисистемной судебной системы. В Германии наиболее последовательно был осуществлён внешний тип специализации судов. В настоящее время систему органов судебной власти Германии составляют пять самостоятельных судебных систем:
- общая;
- административная;
- трудовая;
- финансовая;
- социальная юстиции.
Каждая из систем характеризуется внутренней организационной структурой. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный суд: Федеральная судебная палата возглавляет систему общих судов, Федеральный административный суд находится во главе системы административных судов, Федеральный финансовый суд возглавляет систему финансовых судов, Федеральный суд по трудовым делам систему трудовых судов, Федеральный суд по социальным делам- систему социальных судов.
Деятельность судов общей юрисдикции в Германии регламентируется Законом о судоустройстве 1879 года (в редакции 1975 г.). Система судов общей юрисдикции состоит из четырёх инстанций:
- первая инстанция - участковый суд;
- вторая инстанция - Земельный суд;
- третья инстанция - Верховный земельный суд;
- четвёртая инстанция - Федеральная судебная палата.
Необходимо отметить, что помимо внешней специализации, выражающейся в существующих самостоятельных судебных системах, имеет место и внутренняя специализация, особенно в рамках системы судов общей юрисдикции. Компетенция судов общей юрисдикции делится на две большие ветви - гражданскую и уголовную, в зависимости от чего варьируются некоторые судоустроительные элементы, в том числе состав суда. Каждый суд общей юрисдикции состоит из палаты по гражданским делам и палаты по уголовным делам. Палате по гражданским делам подсудны все споры, возникающие из гражданских и коммерческих правоотношений, за исключением дел, подпадающих под юрисдикцию специализированных судов.
_________________________
См.: Судебные системы зарубежных стран. С. 145.
Объединение этих юрисдикций сложилось исторически, поскольку только в судах заседали профессиональные судьи, а государственные органы исполняли обязанности нынешних специализированных судов. Разделение на специализированные суды и суды общей юрисдикции проведено относительно недавно. С тех пор заседания проводят в них только профессиональные судьи.
_________________________
См.: Юлдашев А.Р. Финансовые суды в Германии. - М., 2000. С. 11 - 12.
Кроме того, в участковых судах действуют особые отделения по делам семейного права, которые были созданы в соответствии с первым законом о реформе семейного права от 14 июля 1976 г. Основные разбираемые в них дела касаются разводов, а также отношений по поводу детей между родителями, расторгнувшими брак. Судья участкового суда рассматривает эти дела единолично.
Для гражданского производства в ФРГ характерна далеко идущая специализация. Особые отделения в трудовых земельных судах действуют по делам, возникшим в сфере строительства, сельского хозяйства, созданы палаты и сенаты по делам о застройке, судоходству и т.д.
Аналогичная глубокая специализация характерна и для других специализированных судов Германии. Так, к примеру, в особое производство выделены дела о молодёжи. Ими занимаются особые отделения участковых и земельных судов.
_________________________
Судебные системы западных государств. М., 1991. С. 146.
В Германии существует система специализированных судов по трудовым делам, состоящая из судов трех инстанций:
суды по трудовым делам первой инстанции, рассматривающие споры по существу;
земельные суды по трудовым делам, рассматривающие апелляции на решения судов низшей инстанции;
федеральный суд по трудовым делам, являющийся верховной кассационной судебной инстанцией, которая может изменить или отменить решение любого трудового суда.
В Германии действует 94 трудовых суда первой инстанции; в каждой федеральной земле существует один земельный трудовой суд, в некоторых землях действует по 2-3 земельных трудовых суда. Общее число земельных трудовых судов составляет 19. Федеральный трудовой суд Германии расположен в городе Касселе (Земля Гессен).
Сферой компетенции трудовых судов Германии являются все споры юридического характера (конфликты права), вытекающие из трудовых правоотношений и множество вопросов, связанных с применением тарифных соглашений и работы Советов предприятий. Это, прежде всего, индивидуальные трудовые споры, чаще всего связанные с заключением, реализацией и прекращением трудового договора, возмещением вреда, нанесенного друг другу сторонами трудового договора, а также юридические коллективные трудовые споры, например, касающиеся статуса профсоюзов или представительств трудового коллектива на предприятии, соучастия работников и профсоюзов в управлении производством.
Деятельность трудовых судов в Германии регламентируется Законом о трудовых судах 1953 года (в редакции 1979 года) с поправками, последняя из которых была внесена Законом от 5 октября 1994 года.
Суды по трудовым спорам первой и второй инстанции подчиняются министрам труда соответствующих федеральных земель (кроме земли Гессен).
Деятельность Федерального трудового суда контролируется Федеральным Министерством труда и социального порядка Германии.
В соответствие с Законом Трудовые суды отвечают исключительно за разрешение:
1. Гражданских правовых споров между сторонами тарифного соглашения, либо между ними и третьей стороной, либо споров о существовании или не существовании тарифных соглашений;
2. Гражданских правовых споров между сторонами, имеющими право на заключение тарифных соглашений, либо споров между ними и третьей стороной, которые возникают в связи с недозволенными действиями, когда речь идет о мерах, предпринятых в целях забастовочной борьбы, или о вопросах свободы объединений, включая связанные с этим вопросы права действия (участия) объединений;
3. Гражданских правовых споров между работодателями и наемными работниками:
возникающими из трудовых отношений;
о существовании или не существовании трудовых отношений;
возникающими из переговоров о вступлении в трудовые отношения и об их последствиях;
возникающими в связи с недозволенными действиями, когда эти действия связаны с трудовыми отношениями;
о документах по трудовому стажу.
4. По решениям относительно способности и компетентности отдельных объединений к заключению тарифных соглашений.
Территориальная подсудность трудовых судов определяется местом расположения предприятия ответчика. В спорах, вытекающих из осуществления договора, компетентный суд - это суд, расположенный в месте осуществления договора, а в спорах в связи с совершением незаконных действий - в месте совершения таких действий. Наемный работник может, как правило, обратиться с иском в суд по трудовым делам, под юрисдикцию которого попадает данное предприятие.
_________________________
Правовая система Федеративной Республики Германия/Право. BASIS-INFO 29-1996 IN-PRESS/ D-53175 Bonn
Трудовые суды первой инстанции и земельные суды по трудовым делам, финансируемые и формируемые землями, работают в составе председателя - профессионального судьи и двух непрофессиональных судей (заседателей): одного - от предпринимателей, другого - от работников.
Профессиональные судьи трудовых судов и трудовых судов земель назначаются пожизненно министрами труда земель по согласованию с министерством юстиции. Назначению профессиональных судей в суды первой инстанции предшествуют консультации со специально сформированной для этих целей комиссией, определяющей их профессиональную пригодность.
Профессиональные судьи трудовых судов первой инстанции и трудовых судов земель должны обязательно иметь юридическое образование.
Непрофессиональные судьи (заседатели) в суды первых двух инстанций назначаются министрами труда земель по спискам, предложенным профсоюзами, объединениями работодателей, сроком на 4 года с правом повторных назначений.
Федеральный суд по трудовым делам, руководимый федеральным министерством труда и социального порядка при консультациях с федеральным министерством юстиции, функционирует обычно в составе председателя - профессионального судьи, двух членов суда - профессиональных судей и двух заседателей: одного - от предпринимателей, другого - от работников.
Профессиональные судьи федерального трудового суда назначаются пожизненно (после обязательных консультаций с министром юстиции Германии и органом, представляющим профессиональных судей федерального трудового суда) Президентом Германии по предложению комиссии, состоящей из представителей министерств труда земель и равного им числа лиц, избираемых федеральным парламентом. Возраст таких судей не может быть ниже 35 лет. Требования к квалификации такие же, как и к судьям обычных судов (сдача двух квалификационных экзаменов и стажировка в суде). Профсоюзы и объединения работодателей не участвуют в подборе судей федерального трудового суда.
Заседатели в федеральный трудовой суд назначаются министром труда и социального порядка Германии по рекомендации профсоюзов и объединений работодателей.
Заседатели в трудовых судах продолжают работать на своей обычной работе и периодически приглашаются на судебные сессии. Большая часть заседателей - это профсоюзные функционеры (в том числе вышедшие на пенсию), а со стороны предпринимателей - менеджеры предприятий, их владельцы, функционеры объединений работодателей. Следует особо подчеркнуть, что заседатели (непрофессиональные судьи) не считаются по смыслу законодательства представителями сторон, а объявляются, как и профессиональные судьи, независимыми, подчиняющимися только закону. Они не подчинены организациям, которые их выдвинули, не могут получать от них инструкции, не могут быть отозваны или переведены на другую работу. За судебную деятельность они не получают заработную плату, а получают лишь компенсацию за потерю заработка по основной работе. Им выплачивают командировочные и возмещают иные понесенные ими расходы.
Профессиональные и непрофессиональные судьи трудовых судов имеют равные права в процессе судебного разбирательства. Решения судами принимается большинством голосов. Особое мнение судей не фиксируется. Организационная структура каждого суда определяется самим судом и закрепляется в его организационной карте. Каждый суд имеет правила внутреннего распорядка.
Процесс в трудовых судах Германии является разновидностью гражданского процесса, и поэтому на него распространяются нормы гражданского процессуального кодекса Германии, а также закона о судоустройстве Германии 1961 года (в редакции 1979 года), которые дополняют положения закона о трудовых судах 1953 года.
Стороны в судах первых двух инстанций могут сами представлять себя, т.е. самостоятельно выступать в процессе, а могут быть представлены адвокатами или иными представителями. Если одна сторона представлена адвокатом, суд должен назначить юриста для представительства другой стороны. Адвокаты в обязательном порядке допускаются в низшие трудовые суды при цене иска свыше определенной суммы, либо по решению председателя суда, когда это связано с интересами сторон. Наряду с адвокатами в суде первых двух инстанций в процессе могут участвовать представители профсоюзной либо предпринимательской организации. В федеральном суде по трудовым делам в качестве представителей сторон выступают только профессиональные адвокаты.
Важная особенность судебного рассмотрения трудовых дел в Германии - это направленность его на достижение компромисса. Разбирательство начинается с обязательных попыток примирения. В процедуре примирения участвует только профессиональный судья без непрофессиональных судей (народных заседателей) и обе стороны спора. По имеющейся статистике, около 80% трудовых споров разрешаются в процессе процедуры примирения и только около 20% споров передаются для рассмотрения в ходе судебного разбирательства. Стремление к мировой характерно не только для примирительной стадии процесса, но и для разбирательства в целом. Закон о трудовых судах 1953 года вменяет в обязанность этих судов добиваться достижения примирения на всех стадиях процесса. Это же стимулируют правила о судебных издержках. Если стороны согласились на компромисс в низшем трудовом суде или если примирение достигнуто вне суда, судебные расходы не взыскиваются, а в земельных и федеральных трудовых судах сокращаются наполовину.
Решения трудовых судов первой инстанции подлежат немедленному исполнению. Исполнительное производство осуществляется по правилам, установленным в гражданском процессе с некоторой корректировкой, учитывающей специфику трудовых отношений. Так, допускается возможность ареста имущества и вынесения распоряжения об обеспечении притязаний истца. Практикуется также упрощенный порядок рассмотрения дел о взыскании задолженности: кредитор не предъявляет иск, а выступает с ходатайством о вынесении приказа об уплате просроченного долга, суд выдает в этом случае особый формуляр, имеющий исполнительную силу.