Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


10. Выступление Платонова В.М., Председателя Московской городской Думы.
    Я хочу начать свое выступление с бессмертной фразы Черномырдина о том, что хотели как лучше, а получается как всегда. Почему получается как всегда? Потому что когда мы начинаем что-то делать, мы не говорим, для кого мы хотим сделать лучше. И вот если говорить из интересов граждан, то мы это делаем для них. А как мы узнаем их мнение? Есть изумительная возможность - это референдум и примеры есть: да - да, нет - да. По этим вопросом, можно что угодно сейчас проводить в этом поколении. Они помнят, как надо голосовать.
    Второе, ничего лучше не придуманное - это через своих представителей - это депутаты. Но каждый новый состав депутатов пытается, и новые пришедшие люди к власти, пытаются изменить и улучшить и сделать местное самоуправление.
    Вот сейчас - новый документ. Какие рамки все-таки существуют для парламентариев, для народных представителей: что можно, что нельзя? Я считаю, что есть Конституция, слава Богу. Ее практически невозможно менять. Хорошо это или плохо? Наверное, пока хорошо. И поэтому самые лучшие те рамки, которые устанавливаются для парламентариев - это Конституция.
    Я хочу остановиться на замечаниях к данному законопроекту об общих принципах организации местного самоуправления именно в этой стороны. Дело в том, что несоответствие содержанию, несоответствие норм данным в проекте закона - требования к Конституции. Регулирование федеральным законом в полном объеме организационных основ местного самоуправления, включая структуры органов местного самоуправления, противоречит статье 72 Конституции. И мы опять создаем новую форму местного самоуправления.
    Две формы - есть местное самоуправление или нет. Второе запрещено. И уже не граждане сами определяют: должно ли быть местное самоуправление или нет, как написано в Конституции, а вот федеральный закон определяет.
    Хочу напомнить, что в царской России, в которой экономическая ситуация была чуть-чуть получше, существовало около 20 форм местного самоуправления, из которых граждане могли что-то выбрать. Я остановлюсь на проблемах Москвы и Санкт-Петербурга. Считают, что в Москве проблем нет. Их больше, чем где бы то ни было.
    Основная задача, которая стоит перед городскими властями, я считаю, что это идти вширь, не только на Москву и Санкт-Петербург, но и на любой крупный город - это создание местного самоуправления без разрушения единого городского хозяйства.
    У нас были страшные страницы, вы помните 89-93 год, когда продекларированная в Конституции власть местного самоуправления стала реализовываться в 33 самостоятельных района, и каждый стал самостоятельно устраивать свое хозяйство, уничтожая и разрушая городское хозяйство. Этого мы не имеем права допустить.
    Я хотел бы, времени немного, остановиться на главном. Мы можем проводить реформы. Нет никаких проблем. Но реформы эти должны иметь хотя бы экономическую базу. Вот я считаю, что мы можем ратифицировать и приводить в действие хартию европейскую. Но дело в том, что ни в одном государстве, которое ратифицировало европейскую хартию, нет такой теневой экономики, как у нас. И какая у нас экономическая база для построения местного самоуправления? Выслушайте, что говорят с мест, как это у них будет работать. Конечно, можем мы продекларировать. К майским или к ноябрьским праздникам подарить Родине местное самоуправление, но какое оно будет и какие последствия.
    В Москве, когда вот сильно не вмешивались, мы создавали реальное местное самоуправление. В 1994 году одним из первых документов, даже не избрав, мы создали районных советников, которые помогали и создавали территориальное самоуправление, по-другому называлось, но это была какая-то реальная власть. И реальная власть, она, местное самоуправление может создаваться только от собственника. Создав местное самоуправление, не дав ничего ему в экономическом плане, я считаю, это просто утопия.
    Поэтому, я считаю, что мы, работая дальше над этим законопроектов, рассматривая 6 тысяч поправок, мы должны все-таки исходить из того, что есть Конституция. Здесь этот документ был назван, что, я процитирую: он имеет неплохие возможности. Извините, пожалуйста, неплохие возможности по пяти-бальной системе - это между двойкой и тройкой. Имеем ли мы право вводить такой закон? Может все-таки принимать нам надо отличные законы, которые реально могут создать местное самоуправление.