Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


17. Выступление Шульги А.В., заместителя председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.
     Безусловно, реформа местного самоуправления созрела. Почему? Потому что предыдущий закон позволил многое сделать, и там, где местное самоуправление встало на ноги, возникли новые задачи, новые потребности, которые фактически прежним законом как бы были упущены. Очень много таких процессов спорных идет в судах, включая и Верховный Суд. Если посмотреть тематику споров, мы увидим сразу недостатки все прежнего закона. И, безусловно, новый закон, который нам предлагается, содержит абсолютно правильную идею - приблизить власть к населению.
     Но мне бы хотелось остановиться на некоторых аспектах, которые хорошую идею обязательно загубят. Ну, прежде всего, вот Владимир Семенович, председатель комитета, сказал, что 71 субъект перешел в принципе на районную систему управления. И говорится, что мы учитываем опыт страны и вот сейчас предлагаем другой вариант, разрушающий районную систему управления.
     Давайте поинтересуемся, а почему в процессе исторического развития местного самоуправления люди перешли к районному принципу? А все предельно просто - ведь это не просто право населения решать самостоятельно и под свою ответственность определенные вопросы, но еще должна быть обеспечена возможность решения этих вопросов. То есть достаточность доходной базы, достаточность финансирования, власть без денег - не власть.
     И вот только это толкнуло на вот такой ход. А нам говорят: нет, давайте назад раздробим. Мы определим четко полномочия и под эти полномочия мы даем деньги. Извините, а раньше что, была другая система? Разве не было перечня полномочий по прежнему закону? И что, после принятия этого закона у нас стоимость полномочий резко возрастет? Вы знаете, в какой карман, то ли в карман субъекта, то ли в карман муниципального образования не перекладывай рубль, десяткой он не станет. Поэтому увеличения финансирования муниципального образования при той, что ли, провозглашенной скорости развития нашего экономического хозяйства не будет.
     А теперь представьте себе обратное дробление под хорошим предлогом муниципальных образований. Вот мы прикидываем, полтора миллиона примерно рублей в лучшем случае годовой бюджет будет сельской администрации. Именно на этот уровень скатится по этому закону. Но мы ушли на Брянщине от этого по причине, о которой я сказал. Возьмите необходимый штат и добавьте еще, вот я специально к Минфину обращаюсь, казначейское обслуживание муниципальных образований и вы поймете, что фактически полтора миллиона хватит лишь на зарплату. На телефонные звонки не останется.
     И в этом случае мы смотрим на полномочия муниципальных образований и видим: им передается вся энергетика. Да позвольте, 36 субъектов замерзали этой зимой, типичное обвинение было - мэр города виноват. А что может сделать мэр, когда полностью государственная власть забросила проблему обновления технических инженерных систем отопления, канализации, водопровода и так далее. Что, без помощи государства можно это сделать? Конечно же, нельзя. И в данном случае вопрос о минимальных стандартах.
     Вот, к сожалению, Дмитрия Николаевича Козака нет. Он тут утрировал, что эти полномочия передать нужно. Речь идет о выработке минимальных стандартов. Ведь еще придется вырабатывать и средний стандарт для финансового обеспечения страны, и этот стандарт должен быть единый. А то ведь получается, житель там, где добывается газ, есть золото, алмазы или алюминий, живет лучше, а ведь богатства принадлежат всему народу, не забывайте это.
     Поэтому отказ от минимальных стандартов, как на уровне муниципальных образований, так и на уровне субъектов, а такая тенденция просматривается в законодательстве. Это есть не более, как тенденция разрушения нашего единого государства, иначе я не могу дать оценки.
     Ущемление представительных органов, здесь уже говорилось и вообще, законопроект сегодня представляет из себя попытку на разных людей одеть одну и ту же одежду, одного и того же размера. Что получается? Это же смешно, город с полумиллионным населением должен иметь в представительном органе два освобожденных человека. Я понимаю для тысячи жителей, которые создали муниципальное образование, может быть, даже и два много, может, там они на общественных началах должны работать.
     То есть, нужен дефференцированный подход, этого в законе нет. К сожалению, как в армии построиться, рассчитаться и по-новому пошли. Не бывает в жизни так. Ни в коем случае это не получится, закон по этим параметрам обречен. И хочу сказать, что сегодня, вот муниципальные районы ввели некое такое новое понятие. И, когда идет попытка хотя бы сделать так, чтобы, вообще-то работоспособное это образование было. Лично моя поправка, она отклонена. Районный центр, он не имеет право входить, потому что, это будет городское образование, не имеет право городской округ, не имеет право входить в муниципальные районы. Тогда, позвольте, бабульке из деревни добираться куда нужно? В районный центр. А автобусное сообщение, муниципальный район должен решать проблемы автобусного сообщения без участия районного центра. Нонсенс. Извините, мы совершенно в порыве к нужному сроку принять нужный абсолютно не готовый законопроект, мы сегодня потеряли почву под ногами.
    Дорогие товарищи! Касаясь самого законопроекта, он хороший, он правильный. Но нужно предусмотреть трансформацию существующих муниципальных образований в то, что мы хотим. Каким образом? На экономической основе - это единственный критерий.
     Сегодня существующие районные муниципальные образования вполне способны отдавать часть полномочий поселениям. И, конечно, контролировать ход реализации этих поселений, реализации этих полномочий.
     И, вот таким образом, возрастает бюджетная обеспеченность все больше и больше полномочий непосредственно отдаются в поселения. Там есть муниципальные общественные территориальные самоуправления.
    И последнее. Значит, законопроект хорош, идея хороша, цель верна. Но, что мы сегодня пытаемся сделать? Мы сегодня, беря опыт Европы и так далее. Мы сегодня ставим маленького ребеночка на одну стартовую позицию с взрослыми дядями-легкоатлетами из Европы. Мы не доросли еще до такого бюджетного обеспечения, как у них.
     И, поэтому, вот такой пример, это цель, к которой стремиться нужно. Наш легкоатлет, этот маленький зародыш обязательно проиграет это соревнование. И я предсказываю очень острую борьбу против внедрения этого закона субъектов. Уже большинство глав областей говорят, введем государственную власть в районе, выделим им поселки и пусть эту самодеятельность там играют. Вот, чего мы добьемся. Мы этим самым убьем местное самоуправление.