АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
19. Выступление Ким-Кимэна А.Н., заместителя Председателя Государственного Собрания Республики Саха Якутия, председателя Постоянного комитета по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению.
Уважаемый председательствующий! Уважаемы коллеги-участники парламентских слушаний! Я бы хотел сегодня выступить концептуально, но прежде чем выступить, я бы хотел по процедуре.
Во-первых, я ответственно заявляю, как участник парламентских слушаний, что я не видел проекта рекомендаций. Видимо, они написаны, но пока скрыты от нас. Потом будет написано так, что были проведены парламентские слушания.
Второе. Я считаю, что 6 тысяч предложений, о которых с гордостью заявляют авторы законопроекта, я считаю, что это 6 тысяч вопросов, на которые нет пока ответов.
Мы - федеративное государство. Об этом сегодня вспомнил Председатель Государственной Думы. Но все наши законы называются: "Об общих принципах организации", например, законодательных, исполнительных органов власти субъектов, или, например, об организации местного самоуправления. Но смею заверить вас, что там все прописано до буквы "я". Можем ли мы говорить, что это общий принцип?
Следующий вопрос, на который я хочу обратить внимание, проект предполагает ряд принципиально новых законодательных новаций, которые в нынешней социально-экономической реале Российской Федерации, выполнить практически невозможно. В первую очередь необходимо, действительно, ответить на те вопросы, которые создают экономическую основу деятельности местного самоуправления на местах.
Я хочу привести очень маленький пример по бюджетам. Когда мы говорим о бюджете страны, мы с гордостью заявляем, что он у нас отличный, даже с профицитом. Когда говорим о бюджетах субъектов Российской Федерации, ну, например, по нашей Республике, вроде тоже неплохо, а 35 миллиардов и 30 миллионов дефицит. А когда переходим на местные бюджеты, то у нас вообще бюджета нет. Там есть смета расходов и доходов. Ни шага влево, ни шага вправо. Есть одни полномочия. И в таких условиях, конечно, спрашивать от них какую-либо работу, наверное, не представляется возможным.
Следующий аспект, который очень важен, - это жесткая регламентация, которая предусмотрена в данном проекте федерального закона, отчасти территориального свойства. Я хочу сказать, он противоречит Конституции Российской Федерации - основному закону.
И в последнее время, у нас очень много таких шагов со стороны федерального центра, когда мы ни на что не обращаем внимания. В первую очередь мы не обращаем внимания на основной закон, которому в этом году исполнится 10 лет его существования. Но давайте мы сначала разберемся в главной составляющей нашей страны. Какое у нас государство? На самом ли деле оно федеративное? И прямо ответим, если оно унитарное, давайте примем поправки в Конституцию.
Второе. У нас же есть органы власти субъектов Российской Федерации, которые должны отвечать на те или иные вопросы. И если у них нет достаточных полномочий, ну, о каком ответе может идти речь?
То, что касается двухуровневой системы, я хочу сказать, что в Республике Саха 900 + поселков, сел. И если у нас будет 900 местных бюджетов, мы никак не выдержим этого. У нас нет такого потенциала кадров муниципальных, которые могли бы составить грамотно бюджет.
Следующий момент. То, что касается главы 8, когда идут межбюджетные отношения+
Есть два уровня, да? Муниципальный + муниципального района и 4 фонда. И если мы начнем разбираться по всем этим фондам, то мы в конце концов ничего, наверное, не найдем. И в этой связи, с учетом чтобы не нарушать регламент, я хочу сказать, что мы, я, например, за то, чтобы сегодня, как предлагает фракция "СПС", пока воздержаться от принятия данного закона. Хочу сказать, Ирак бомбят ради нефти, но если мы примем такой закон у нас в стране, то это будет не меньший ущерб. Спасибо за внимание.