Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 12 Национально-культурные автономии в системе местного самоуправления в Российской Федерации


Выступление члена Совета Федерации, заведующего кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Р.Г. Абдулатипова

Уважаемый Владимир Константинович! Уажаемый Валентин Иванович!
Дорогие друзья!
    Вообще-то мы собирались сегодня обсуждать проблему обустройства наших национальных культурных общин на уровне местного самоуправления. Это уровень, который не предполагает большого политического резонанса, ибо речь идет о конкретных мерах. Но когда выступил Владимир Вольфович Жириновский, все обрело политическую окраску. И все опять ушло в политическую демагогию. Такова трагедия национального вопроса в России. Чаще он предмет для экстремистов.
     Я еще раз подчеркиваю, что не надо политизировать национальную проблематику. Национальная проблематика становится частью политики и политического злоупотребления, и политической демагогии в том случае, когда народы не обустроены нормально, когда государство не обращает на это внимания, когда налогоплательщики разной национальности не имеют равных прав. Так, один имеет право изучать язык, а такой же налогоплательщик другой национальности не имеет права изучать свой язык.
           Или, вот мой друг звонит мне из Ленинграда: В Ленинграде на рынке везде азербайджанцы. Это чем же ты там занимаешься, в самом деле? Посмотри, что они делают с нами!
    Я ему говорю: Что же вы их всех загнали на рынок? Пустите их в мэрию, пустите их в прокуратуру, пустите их в милицию. Дайте людям работать, полноправно войти в российское общество и не будут они собираться по отдельным этническим признакам .
     Если мы будем действительно внимательно относиться к людям, обустраивать народы, независимо от их численности, в нашем родном Отечестве, то национальная проблематика станет гражданской. Вчера я читал книгу о Хазарском каганате. Там приведен состав правительства каганата в VII веке: 3 иудея, 3 христианина, 2 мусульманина и 2 русских язычника. Но там не было Жириновского и Севастьянова. Соответственно, по уровню терпимости взаимоотношений мы дальше VII-VIII века от средневековья не ушли. И если кто-то думает, что чей-то приход во власть даст благо какому-то народу, тот заблуждается. Нельзя обустраивать один народ, не обустраивая всех, живущих в стране. По промежуточным итогам последней переписи населения у нас 176 народов. Мы прогнозируем, что будет 200 народов. И если мы хотим жить в мирном многонациональном обществе, у нас должно хватить терпения обустраивать всех. Это наши народы, наши граждане.
     Нередко можно услышать, что не нужно давать больше прав нацменам. Но ведь у нас в стране никогда и не давали каких-то особых льгот для нацменов. И когда мы говорили о льготах - это были не льготы, а компенсационные меры. Татары в Москве один раз в месяц по первому каналу могли бы получать передачу на своем языке, ведь они такие же налогоплательщики, как и все остальные. Это и было бы одной из компенсационных мер. С этой целью и создана национально-культурная автономия, чтобы оплачивать национальное общение.
     Недавно я прочитал книгу наших теоретиков, где с первой строки написано, что большевики гипетрофировали национальный фактор, и вследствие этого все нацмены получили все, что им было нужно, а русский народ был угнетен так, что аж слезы текут. И при этом в качестве примера приводится белорусский народ, у которого в городе Минске только 10 процентов детей заканчивали белорусскую школу.
    Когда я был в Белоруссии и мы в Белорусском университете говорили о нашем будущем Союзе, меня спрашивали: как же мы объединимся, вы же тогда вообще уничтожите наш язык, нашу культуру?
     Но у меня был на это аргумент, так как когда я был Министром по делам национальностей, нам удалось в Москве и в некоторых других регионах создать 20 белорусских школ. Я привожу им этот пример и говорю, что если бы мы хотели уничтожения белорусского языка и белорусской культуры, разве бы мы создавали новые  белорусские школы? Одного этого аргумента оказалось достаточно для того, чтобы люди сняли подозрение по отношению друг к другу.
    Когда мы не обустраиваем один народ, это оборачивается против другого народа.
     Если бы я, аварец, достаточно известный в Дагестане человек, хотя бы раз сказал, что идет угнетение и сокращение одного моего аварского народа, то меня бы все в Дагестане уже за человека не считали, потому что речь не идет о судьбе только одного народа, а затрагивает все народы. Мы живем в одном государстве. И мы должны заботиться о всех народах, всех без исключения. Нельзя, чтобы государство было хорошее только по отношению к одному народу. Нужно одинаково ровное и хорошее отношение ко всем народам.
     И кроме того, ведь наши малочисленные народы вообще не требуют создания Московского университета у себя в ауле. Посмотрите, мы в XXI веке имеем дело с бесписьменными народами. Где это видано! Приводят пример - Соединенные Штаты Америки. Но если бы мы могли проводить национальную политику как в Соединенных Штатах Америки, у нас проблем бы не было.
     Президент Клинтон пришел к власти в 1993 году и первое его заявление было: моя администрация с точки зрения этнического признака должна отвечать мозаике всего американского общества. В администрации обязательно должны быть - и негр, и славянин - и это соблюдается в Америке. Вы посмотрите американские фильмы.
     А посмотрите сегодня наши фильмы о Чечне, где представитель одной национальности изначально и до конца - герой, а представитель другой - только бандит. Да мы еще 200 лет не выйдем из кризиса и из состояния войны, если так будем относиться к национальным проблемам.
     На Кавказе был Ермолов. И чего он добился? Войны. Когда пришел Барятинский, он сказал: кавказцев надо максимально подключить к управлению кавказскими государственными делами. Барятинский вышел из этой войны. Договорился даже с Шамилем. Поэтому я еще раз говорю, обсуждаемая сегодня проблема очень актуальна. И еще раз хочу повторить: самые не состоявшиеся в системе нашего государства, в публичной власти проблемы - это местное самоуправление и национально-культурные автономии.
     У обоих этих феноменов есть огромные проблемы. Но если мы не будем регулировать национальные отношения на местном уровне, мы не отрегулируем их никогда. Вот возникают небольшие национальные проблемы, но у нас нет механизма их решения на местном уровне. В итоге мы маленькую национальную проблему, которую можно было бы решить на месте, делаем общегосударственной проблемой. Это у специалистов называется поднять статус конфликта . Мы этот конфликт делаем общегосударственным и о вовлеченных в него людях, которые до этого вообще не были никому известны, начинаем говорить уже на уровне всей России. Они к этому привыкают, к своей известности, и выходить из конфликта им уже не интересно, потому что они снова должны опуститься на тот первоначальный уровень, где эта проблема возникла.
     Девяносто процентов наших национальных проблем - это местное самоуправление. Государство должно определить правила игры для системы национальных отношений. Государство должно определить национальную стратегию и соблюдать законы. Все! Остальные проблемы должны решаться внизу, на уровне местного самоуправления.
    Поэтому я считаю, что Комитет Государственной Думы по делам национальностей, и наш Министр, и наши национально-культурные автономии поступают правильно, что перемещают все на тот уровень, где эта проблема находится. И если нам удастся стабилизировать ситуацию на уровне местного самоуправления, уверяю вас, национальные проблемы не будут стоять так остро, как сегодня.
     Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что национальная политика демократического государства - это политика внимательного учета интересов и потребностей каждой национальности, независимо от ее численности и религиозной принадлежности.  И это, прежде всего, местный уровень.
     И второе -  это паритет интересов, согласование интересов на всех уровнях.
    Если мы будем сидеть за одним столом, а не свергать друг друга, мы сможем эти интересы согласовывать, мы сможем принимать законы, которые нам необходимы для успешного решения проблем и взаимодействия.
     Одно из самых главных направлений в национальной проблематике - это правовое обеспечение национальных отношений и прежде всего, на уровне местных сообществ, местного самоуправления. Все это требует внимательного, уважительного и профессионально выверенного подхода.