Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 11 Зарубежный опыт правового регулирования деятельности средств массовой информации


1.2. Законодательное обеспечение права  граждан на доступ к информации и защиты от  злоупотреблений свободой   массовой информации
     
     Как отмечается в научных публикациях, особое внимание в законодательстве развитых стран уделяется защите прав человека от злоупотреблений со стороны СМИ.
    Большинство развитых стран обеспечивают законодательную защиту права на репутацию и личную честь граждан.
    Конституции Германии, США и Швеции предлагают меры конституционной защиты чести и достоинства личности.
     В Швеции такая защита установлена Законом о свободе печати, который является составной частью Конституции.
     
     В большинстве стран клевета является и преступлением, и гражданским правонарушением. В некоторых странах, где раньше уголовные дела по таким вопросам были обычными, намечается тенденция к большему использованию гражданского законодательства, например, в Австрии.
    В других демократических государствах гражданские процессы в течение длительного времени были более распространенными (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия).
     В США уголовные законы о клевете перестали применяться еще в 50-х годах.
    В Великобритании нормы, связанные с клеветой, остаются частью общего права и фактически не используются в последние годы.
     Во Франции, Германии и Швеции уголовный и гражданский процессы могут проходить одновременно и рассматриваться одним составом судей.
    
     Среди норм права, обеспечивающих свободу слова в развитых демократических государствах, важное место занимают нормы, предусматривающие ответственность журналистов за содержание публикуемой ими информации.
    В ряде стран (Австрия, Германия, Великобритания, США) установление истины, подтвержденной фактами, обеспечивает полную защиту журналистов от обвинений в клевете.
     В Германии, США и Австрии сам истец должен доказать ложность причинивших ему вред  обнародованных утверждений.
     Во Франции и Великобритании бремя доказывания правды несет не истец, а ответчик.
     
     Австрия, Нидерланды и Швеция обеспечивают конституционное право доступа к информации, принадлежащей правительству.
     Швеция и Австрия
следуют принципу, что все документы имеют общественный характер, если закон не относит их к исключениям.
     В Австрии этот принцип разработан в федеральном и земельных законодательных актах о свободе информации. Даже когда запрос касается информации, подпадающей под определение секретной, власти должны, тем не менее, взвесить соотношение между заинтересованностью общества в получении информации и необходимостью сохранения секретности.
     
     В научной литературе обращается внимание на то, что  ограничение свободы слова в интересах защиты прав других признается различными правовыми системами в большинстве зарубежных стран. Обычно подобные ограничения диктуются интересами национальной и государственной безопасности, включая общественный порядок, а обеспечением личного достоинства и репутации граждан.
    Во Франции закон предоставляет право каждому иметь доступ к государственным документам, но при этом определяет условия, запрещающие доступ к подобной информации. Решение государственного органа об отказе предоставить информацию может быть оспорено в суде, но пресса пользуется этим крайне редко.
    Во Франции по рассматриваемому вопросу приняты специальные законы - Закон о свободе доступа к административным документам 1978 г. и Закон о совершенствовании отношений между администрацией и общественностью 1979 г. Последний учредил специальную Комиссию по доступу к административным документам, которая призвана давать оценку обоснованности отказа властей предоставить конкретный документ и оказывать властям помощь в решении вопроса о том, сделать ли тот или иной документ доступным общественности.
     Французский закон о свободе доступа к административным документам предусматривает следующие закрытые зоны:
     вопросы общественной и  национальной безопасности, обороны, внешней политики;
     личные и медицинские досье;
     информация о коммерческой, промышленной конкуренции;
     деятельность судов и предварительное следствие;
     расследование налоговых и таможенных дел;
     денежная политика и др.
    Национальная безопасность охраняется также Уголовным кодексом Франции, который предусматривает наказание за предоставление информации об обороне и безопасности любому, кто не имеет на это права.
     
     Согласно голландскому законодательству, власти могут отклонить запрос на информацию, если ее разглашение могло бы подвергнуть опасности единство Короны, государственную безопасность или защиту интересов частных лиц.
               Испанская Конституция безоговорочно признает право общественности на доступ к правительственной информации, кроме тех случаев, когда ее разглашение затронуло бы безопасность государства, расследование преступлений или частную жизнь граждан. Порядок предоставления секретной информации определяется соответствующим законодательством.
    Хотя Конституция Норвегии не гарантирует права доступа к информации, документы, которые имеют общественный интерес, составляют исключение. Закон о доступе общественности к документам требует от властей рассматривать запрос своевременно и оперативно.
    В некоторых странах (Австралия, Германия и Норвегия) тот факт, что разоблачение служит общественному интересу, обеспечивает защиту публикации информации, а также обеспечивает защиту любому государственному служащему, через которого произошла утечка информации.
     Во Франции, Великобритании и Канаде преступлением считается опубликование секретной информации, касающейся обороны страны, а специальное оправдание на основании общественного интереса для прессы или служащих, предоставивших такую информацию, отсутствует.
    
     В большинстве развитых стран предварительные ограничения на публикацию печатного материала запрещены, а во многих из них этот запрет носит конституционный характер (Австрия, Германия, Испания, Швеция, США). Хотя требования лицензирования и административная цензура абсолютно недопустимы, в большинстве стран полиция или судебные власти уполномочены в исключительных случаях налагать арест на тираж издания без предварительного решения суда.
    В Германии суд поддержит решение о "незамедлительной мере" только в том случае, если он сочтет арест надлежащим, то есть служащим целям законности, соразмерным и необходимым для достижения данных целей.
    В Австрии публикация может подвергнуться аресту или конфискации, если есть веские основания предполагать, что она является преступной (включая клевету). Все же в случаях клеветы конфискация применяется редко, так как бывает достаточно того, чтобы газета напечатала опровержение.
    Испанское законодательство предусматривает процедуру, дающую прессе возможность обращаться перед выходом публикации к властям за консультацией. Административное одобрение текста, представленного на консультацию, освобождает  консультируемую сторону от всякой ответственности перед правительством (но не перед частными лицами) за ее публикацию.