АВ 2003г. Выпуск 1 Средства массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций: российский и зарубежный опыт ( по материалам российской и зарубежной печати)
Являясь решающей силой в конфронтации между государством и террористическими организациями, СМИ способны служить различным политическим целям, играя двоякую роль - как позитивную, так и негативную.
Позитивная роль СМИ связана с развенчанием идеологии и практики терроризма, иных политически мотивированных насильственных действий, а также с использованием информационных каналов для решения задач повышения уровня политической и правовой культуры населения.
Негативные аспекты деятельности СМИ, как считают отечественные и зарубежные исследователи, являются, главным образом, следствием того, что в условиях либерально-рыночного хозяйства они как субъекты рыночных отношений, руководствуясь его законами, имеют собственные экономические и политические интересы. В условиях всеобъемлющей коммерциализации иногда берут верх не гражданская позиция и профессионализм, а желание любым путем, в ущерб общественным интересам, повысить тираж своего издания или расширить телевизионную аудиторию.
Ради получения прибыли и сохранения своего места на рынке глобального информационного пространства некоторые СМИ зачастую готовы использовать этически недозволенные методы, распространяя по своим каналам подстрекательские, провокационные, а подчас и прямо инструктивные информационные сообщения, в следствие чего они становятся своеобразным пособием для будущих террористов.
Как отмечают сотрудники правоохранительных органов и специальных служб, представители СМИ зачастую серьезно затрудняют деятельность, направленную на предупреждение и пресечение акций терроризма, становятся вольными или невольными пособниками террористов, ставя под угрозу собственные и чужие жизни.
Некоторые исследователи считают, что терроризм в современном обществе можно рассматривать как телевизионное политическое шоу. При этом террористы являются актерами, заложники - массовкой, а лидер террористической группы играет роль шоу-звезды. И эти представления могут приносить желаемый террористам результат.
Иногда насильники-террористы и журналисты, освещающие их деятельность, - подчеркивается в исследованиях, - представляют собой полноценный тандем политического терроризма.
Хотя СМИ и государственные органы имеют общие интересы в борьбе с терроризмом, которые состоят в обеспечении безопасности страны и ее граждан, ликвидации терроризма, разрушающего главные конституционные ценности демократического общества, однако при освещении деятельности террористов некоторые СМИ часто руководствуются собственными интересами и целями.
В литературе дается анализ различий интересов и целей участвующих в конфликте сторон.
Террористам для максимально успешных действий требуется гласность, реклама в средствах массовой информации. Им жизненно необходимо завоевать и удержать внимание публики к тем проблемам, ради которых они устраивают террористические акты.
В печати приводилось мнение одного из американских специалистов по этой проблематике Ф.Хакера, высказанное им на слушаниях в Конгрессе США, который утверждал, что "если бы удалось прекратить скрытую "рекламу" терроризма в СМИ, то тем самым мы сумели бы ликвидировать 75% национального и международного терроризма".
Любая огласка, шумиха, сопровождающая террористический акт, отвечает основной цели террористов - внушить страх перед террористическими организациями. Террористы хотят, чтобы террористический акт принес максимальный ущерб их противникам. Раздувание информации, особенно основанной на непроверенных данных, приводит к возникновению паники, страха, сомнениям в способности властей обеспечить безопасность и стабильность в государстве.
По оценкам исследователей, обычно террористы добиваются благоприятного понимания не самих терактов, но причин, побудивших их к преступным действиям. Мировая общественность не может одобрить убийства и взрывы, но это не исключает возможность сочувствия тем тяжелым условиям, которые стали катализатором подобных преступлений.
Особое внимание террористы уделяют подведению законной базы под свои действия, добиваясь через СМИ веры населения в то, что террористические действия - это их единственно возможный путь борьбы.
В ситуации с захватом заложников террористы могут контролировать и управлять ситуацией, если через СМИ они получают полную информацию о деталях происходящего.
Сохранение стабильности и спокойствия в обществе является приоритетной целью государственных структур.
Важная задача информационной политики государства состоит в том, чтобы в средствах массовой информации террористы были представлены, в первую очередь, как преступники. Должна главенствовать точка зрения, что похищение людей, взрыв здания или захват самолета - это преступные действия, независимо от побудивших их причин.
Настоятельно не рекомендуется разглашать в прессе методы и принципы борьбы с террористами.
В передачах, статьях о специальных подразделениях по борьбе с террористами, показе и детальном разборе антитеррористических операций проходит очень тонкая грань между освещением антитеррористической операции и разглашением тайн и методов ее подготовки и проведения.
Средства массовой информации хотят быть первыми в показе новостей, своевременно передавая острые и драматические, наиболее эффектные и зрелищные моменты происходящих событий, в том числе, интервью с жертвами, членами их семей, свидетелями, по возможности и с террористами, а также поиске и добыче секретной информации.
Также СМИ хотят гарантий собственной физической безопасности как со стороны террористов, так и со стороны государственных структур, если их материалы будут неблагоприятны для одной из этих сторон.
Большой интерес представляет практика освещения борьбы с терроризмом в мировом и российском информационном пространстве.
В отечественной и зарубежной литературе этой проблеме уделено незначительное внимание, серьезные исследования на эту злободневную тему отсутствуют.
В литературе отмечается, что стратегия в отношении СМИ во время конфликтов за последние три десятилетия прошла различные фазы.
Уже в 70-х годах американские политологи с тревогой заговорили о формировании особой "субкультуры терроризма", основными факторами формирования которой назывались систематический показ неприкрытых сцен насилия, враждебности, жестокости в кино, по ТВ, в печати.
При этом значительная доля нравственной ответственности за рост в стране и в мире терроризма и насильственной преступности возлагалась на американские СМИ, прежде всего телевидение, формирующие мировоззрение миллионов граждан.
Во время войны во Вьетнаме журналистам было разрешено присутствовать при всех боевых действиях, свобода передвижения журналистов означала, что они были везде и готовили репортажи о вещах, которые военные предпочли бы сохранить в тайне.
Неудачи американских войск во Вьетнаме породили недоверие к СМИ со стороны разработчиков стратегий в области политики безопасности США. Журналисты стали восприниматься американскими военными в качестве силы, которую нужно скорее контролировать и ограничивать, чем поддерживать. Эта установка почти два десятилетия накладывала свой отпечаток на американскую стратегию в области средств массовой информации.
Во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а также во время проведения боевых операций на Гренаде, в Панаме и на Гаити эта перемена в отношении СМИ была очевидна. Фундаментальная убежденность в том, что средства массовой информации были виновны в том, что США проиграли войну во Вьетнаме, затрудняла свободу передвижения журналистов из-за воспоминаний об их репортажах об американской армии в Юго-Восточной Азии.
Теперь при разработке своей стратегии в отношении СМИ американские военные учитывали: необходимо контролировать доступ журналистов в зоны ведения боевых действий, чтобы предотвратить появление негативных репортажей о действиях военных.
Результатом стало то, что доступ для средств массовой информации к театру ведения боевых действий в Саудовской Аравии ограничивался теми журналистами, которые получили соответствующее разрешение в американских ведомствах.
Телевизионные репортажи о войне в Персидском заливе существенно отличались от сделанных в свое время во Вьетнаме.
Если во время вьетнамской войны на зрителей постоянно обрушивался поток кадров, полных крови, сожженных тел и бесчисленных жертв, то о войне в Персидском заливе телезрители получали по-медицински стерильные картинки о высокоточных, "умных" бомбах, точно поражавших свою цель, создававших образ войны скорее в виде компьютерной игры, а не человеческой трагедии.
Сегодня борьба с терроризмом разворачивается не только в горах Афганистана, но также на улицах американских и европейских городов.
11 сентября 2001 года миллионы людей во всем мире следили за прямой телевизионной трансляцией террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Глобальные средства массовой информации, преодолев расстояния и национальные границы, донесли весь ужас терроризма почти до каждого уголка Земного шара.
Перед 11 сентября Усама бен Ладен хорошо продумал и спланировал свою собственную стратегию в отношении средств массовой информации. Арабская телекомпания "Аль-Джазира" - единственная, которая была допущена талибским режимом в Афганистан, транслировала снятые накануне интервью с бен Ладеном и его соратниками, где звучали призывы к священной войне против Соединенных Штатов Америки.
В литературе отмечается, что элемент насилия в терроризме сегодня зачастую является второстепенным. Важнее становится добиться того, чтобы сообщения о нем доминировали в заголовках газет и телевизионных репортажах.
Некоторые европейские террористические группировки, например, североирландская ИРА и баскская ЭТА в Испании, разработали политику "сведения количества жертв к минимуму": они предупреждали полицию о готовящихся терактах, чтобы можно было бы своевременно эвакуировать людей.
Однако эти предупреждения почти всегда были сопряжены с телефонными звонками в местные средства массовой информации, чтобы журналисты и операторы своевременно оказались на месте предполагаемого взрыва.
Исламские террористы в последние годы не проявляют подобного внимания к жизням людей, напротив, они разработали совершенно четкую стратегию, нацеленную на большое количество человеческих жертв и максимальное освещение событий в репортажах корреспондентов.
Если цель террористов состоит в том, чтобы попасть в СМИ, то, как считают некоторые западные комментаторы, ответственные демократические средства массовой информации для предотвращения дальнейших терактов должны снизить уровень своего внимания к терроризму.
Но этот подход не учитывает огромное конкурентное давление в отрасли СМИ, которое гарантирует: в какой-нибудь газете или на каком-нибудь телевизионном канале террористы всегда будут услышаны, даже если другие СМИ от их информации откажутся.
В докладе специальной правительственной группы по борьбе с терроризмом США (1986 г.) перечислены практические действия СМИ, которые могут вызвать проблемы в кризисные моменты:
интенсивное освещение событий, которое может ограничить или лишить правительство преимуществ в выборе действий по пресечению террористического акта;
превращение журналистов в участников инцидента и переговоров;
политический диалог с террористами или заложниками;
оплата интервью террористов, освещение явно инсценированных террористами действий;
сообщения о планах специальных подразделений, участвующих в операции по обезвреживанию террористов.
Журналистам рекомендуется придерживаться следующей линии поведения:
не предпринимать никаких независимых или неразрешенных действий, которые могут подвергнуть еще большему риску жизни заложников;
не становиться рупором для пропаганды программы действий террористов, для чего давать им соответствующие правовые комментарии и избегать прямой трансляции интервью с террористами по радио и телевидению, что может быть использовано для передачи информации своим единомышленникам вне зоны конфликта;
избегать прямых контактов с террористами, поскольку это может затруднить работу профессионалов и подвергнуть еще большей опасности жизни заложников, а также создать опасность для жизни журналиста.
В литературе отмечается, что в той же мере, в какой пресса может подорвать доверие к деятельности государства, она способна эффективно содействовать ее успешному осуществлению.
Многие западные исследователи считают, что вьетнамская война вряд ли окончилась бы так быстро, если бы не было телевидения. Постоянный показ по телевидению кадров военных действий во Вьетнаме, несомненно, способствовал усилению антивоенных настроений в обществе.
Во время вооруженных действий США в Персидском заливе в 1991 году тон американских СМИ был восторженным. В результате, как отмечалось в американской прессе, рейтинг президента Дж. Буша неизмеримо возрос, и это предоставило ему свободу определять интенсивность военных действий и условия их прекращения.
Западные исследователи выделяют три лидирующие на сегодняшний день основные разновидности террористической деятельности, каждая из которых имеет свои особенности при освещении в СМИ:
анонимный терроризм;
глобальный терроризм;
нападения на сотрудников средств массовой информации.
Анонимный терроризм подразумевает такие террористические акты, когда никто не берет на себя ответственность за случившееся.
После анонимных терактов в средствах массовой информации, как правило, развертывается настоящая истерия, поддерживаемая различными слухами, спекуляциями, ложными угрозами, которые в результате приводят к распространению в обществе паники и страха. Все это чревато провоцированием жесткой реакции правительств, ведущей к непопулярным мерам, и в целом, снижением стабильности и порядка в обществе.
Глобальный терроризм подразумевает деятельность всемирно известных террористических организаций. За последние годы теракты стали более изощренными и опасными. Использование более современных методов увеличивает список жертв среди мирного населения. По-прежнему очень актуальна угроза использования террористами оружия массового поражения.
Средства массовой информации демонстрируют растущее беспокойство усилением глобального терроризма, при этом многие зарубежные журналисты утверждают, что третья мировая война давно развязана. Одновременно высказываются упреки государственным структурам в бездеятельности или неэффективности их работы.
Нападения на сотрудников СМИ, которые откровенно негативно высказываются против терроризма, учащаются. По мнению западных специалистов, это связано с прямой зависимостью успеха террористических актов от их освещения в печати. Считается, что террористы стремятся взять под контроль информационные службы, используя для этого самый действенный рычаг - страх.