Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 1 Средства массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций: российский и зарубежный опыт ( по материалам российской и зарубежной печати)


2. Права человека и СМИ в условиях чрезвычайных ситуаций

     
     Проблема соблюдения прав человека в экстремальных ситуациях, особенно связанных с проведением специальных мероприятий по противодействию террористическим группировкам, является крайне актуальной.     
     Исследователи проблем прав человека исходят из того, что каждый человек имеет право на свободу самовыражения - свободу мысли и слова, свободу печати и информации. Но при этом подчеркивается, что свобода слова в демократическом государстве  не является абсолютным правом,  нельзя забывать и о защите других прав, особенно когда это касается права на жизнь.
    Принцип свободы слова и принцип защиты государственного интереса в демократическом обществе предполагают, что индивидуумы имеют право выражать свое мнение публично, но с определенными, регулируемыми государством ограничениями, чтобы не причинить вред другим.
          Международное законодательство, устанавливая правила и нормы  информационных отношений в условиях формирования информационного общества и упрочения демократии, не только провозглашает право на свободу мнения, свободу слова и информации, но также устанавливает допустимые основания, по которым правительства могут ограничивать это право. При этом должны быть представлены наглядные доказательства того, что то или иное ограничение является необходимым и оправданным в условиях демократического общества.      
     Принятая в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека в статье 19 констатирует: каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.     
     Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, являющаяся принципиально важной для соблюдения баланса прав и свобод гражданина, общества и государства и гарантирующая свободу слова, гласит:
    1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.                                                                                             
     2.  Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.                                      
     3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:            
     а)   для уважения прав и репутации других лиц;                               
     б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.      
     Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит статью 10, где подчеркивается:
    1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
     2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или  общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или  обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.      
     Международное сообщество придает большое значение роли СМИ в предупреждении и урегулировании чрезвычайных ситуаций.     
     В целях усиления гарантий открытости в "горячих точках" Комитет министров Совета Европы в мае 1996 г. принял Декларацию и Рекомендацию о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности.      
     Раздел Рекомендации "Права и условия труда журналистов, работающих в условиях конфликта и напряженности" распространяет общепризнанные положения международного права, касающиеся права искать, передавать и получать информацию, свободы передвижения, тайны переписки, конфиденциальности источников информации и т.д., на ситуацию функционирования журналистов в "горячих точках".      
     Принцип 7 Рекомендации запрещает какое-либо произвольное ограничение этих прав и свобод. Любое вмешательство должно в силу этого:
     основываться на предписаниях закона и быть сформулированным в четких и ясных терминах;
     преследовать законную цель, как она определена в соответствующих положениях актов о правах человека и практике Европейского суда по правам человека;
    быть необходимым в демократическом обществе, т.е. соответствовать острой социальной потребности, основываться на доводах, которые разумны, достаточны и пропорциональны преследуемой законной цели.     
     Согласно Рекомендации, в условиях войны или другой чрезвычайной ситуации, угрожающей существованию нации, меры, приостанавливающие действия государственных обязательств по обеспечению прав и свобод, являются допустимыми лишь в той степени, в какой это строго необходимо в сложившейся ситуации.
     Конституция Российской Федерации (статья 29) содержит ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
     Конституция Российской Федерации (статья 17) провозглашает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
    Конституция Российской Федерации (статья 55) устанавливает, что права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.      
     Механизм гармонизации прав и свобод гражданина, общества и государства в информационном пространстве представлен в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, согласно которой интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
    В Доктрине информационной безопасности зафиксирована необходимость соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, что требует, среди прочего:
    обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
    укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
    гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры.     
     Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" регулирует отношения, связанные с поиском, получением, производством и распространением массовой информации.
     Одновременно с недопущением цензуры (статья 3) Закон устанавливает недопущение использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (статья 4).
     В главе четвертой Закона, определяющей отношения средств массовой информации с гражданами и организациями, подтверждается право на получение информации: "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц" (статья 38).
    В главе пятой Закона определяются права и обязанности журналистов, а также предусмотрены санкции за нарушение закона. Так, журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.
     Ответственность за ущемление свободы массовой информации регламентирована статьей 58 Закона и предполагает применение уголовных, административных, дисциплинарных и иных санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации.     
     В Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" вводятся ограничения в сфере информирования общественности о характере террористической акции и принимаемых мерах по ее локализации и пресечению. Эти требования, ограничивающие права представителей СМИ, диктуются выработанными зарубежной и отечественной практикой и заложенными в указанный Закон принципами приоритетности защиты прав лиц, подвергающихся опасности и минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций (статья 2).
    Законом запрещается распространение информации (статья 15):
    раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
    способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне ее проведения;
    служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
    о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.     
     В настоящее время в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов особую актуальность приобретает борьба с акциями информационного терроризма, направленного на дискредитацию государственного режима и дестабилизацию общества, против прав и свобод личности в информационной среде.     
     Под информационным терроризмом (не смешивать с информационным терроризмом в сфере использования информационных систем, по американской терминологии, кибертерроризмом ) большинство исследователей понимают  деятельность, выражающуюся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений, ослабления и расшатывания конституционного строя через подчинение информационных ресурсов противника, негативное воздействие на личность, общество и государство всеми видами информации.
     Для этих целей используется весь арсенал средств информационного манипулирования - дезинформация, лесть, клевета, умалчивание и подтасовки фактов, тенденциозные комментирования информации, грязные электронные технологии, психолингвистические методы воздействия на подсознание  человека и многое другое.     
     В той или иной мере в различных формах акты информационного терроризма уже ощутили многие развитые государства.
    Как утверждают некоторые аналитики и эксперты, деятельность некоторых современных СМИ, как зарубежных, так и отечественных, несет на себе признаки информационного терроризма.     
     Акции информационного терроризма, совершаемые незаконными вооруженными формированиями, приобретают широкий размах в условиях проведения контртеррористических операций. Через агентуру, СМИ, радио и телевидение ведется активная пропагандистская работа против личного состава войск, правоохранительных органов и местного населения.
    Чтобы понять потенциальную угрозу, исходящую от информационного терроризма, достаточно вспомнить опыт первой чеченской компании (1994-1996 г.г.), который показал, что незаконные вооруженные формирования, руководимые Дудаевым, сумели упредить федеральные пропагандистские органы и быстро развернуть акции информационного терроризма (запугивание людей, разжигание межнациональной розни и т.д.).      
     Задачи защиты информационных прав, свобод и интересов личности, общества и государства выводятся на уровень глобальных проблем национальной  безопасности, требуют нового осмысления  и решения в интересах сохранения и укрепления государственности и стабильности.                       
     Исходя из принципа ранжирования неотъемлемых прав человека, записанных в международных и европейских конвенциях и декларациях, часть аналитиков и экспертов придерживается позиции, что права лиц, подвергающихся в ходе террористической акции опасности,  в том числе право на жизнь, имеют приоритет перед правами любых других лиц на распространение и получение информации.