АВ 2002г. Выпуск 32 Система государственной службы Российской Федерации
II. Нарушения в сфере исполнения законодательства о государственной службе
Наличие в законодательстве о государственной службе противоречий, отсутствие целостной системы управления и контроля за соблюдением законодательства о государственной службе приводят к многочисленным нарушениям в сфере исполнения законодательства о государственной службе.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2001 году в Государственную Думу представлен доклад о состоянии законности в сфере исполнения законодательства о государственной службе, подготовленный на основании материалов проверок 81 субъекта Российской Федерации.
В нем отмечено, что нарушения законодательства носят распространенный характер и выражаются в следующем:
законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с превышением полномочий осуществляют собственное правовое регулирование государственной службы: сокращают (расширяют) перечень ограничений, связанных с государственной службой; устанавливают дополнительные основания увольнения государственных служащих и т.п.;
государственные служащие занимаются другой оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской деятельностью. Выявлены многочисленные факты их вхождения в число учредителей и руководителей коммерческих структур;
при избрании депутатами представительных органов государственной власти государственные служащие не всегда прекращают исполнение обязанностей по должностям государственной службы;
требования закона в части запрета на получение от физических и юридических лиц вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей, не соблюдаются;
государственными служащими не всегда исполняется обязанность по передаче в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящихся в их собственности долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций. Эти нарушения вызваны тем обстоятельством, что в законодательном порядке не закреплен механизм передачи этих долей (пакетов акций).
государственные служащие не представляют сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности;
на государственную службу принимаются граждане, состоящие в близком родстве или свойстве со своими непосредственными начальниками;
на государственные должности назначаются граждане моложе 18 лет, а также граждане со средним образованием на должности, требующие высшего образования;
кадровыми службами органов государственной власти обстоятельства, препятствующие назначению на государственные должности, а также нахождению их на государственной службе, не выявляются. Практически не используется право увольнения служащих ввиду несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой, по инициативе руководителей государственных органов.
Наряду с нарушениями, Генеральной прокуратурой выявлены также и противоречия в действующем законодательстве, касающимся государственной службы. Так, ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает получение государственным служащим подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а п. 8 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" вообще запрещает их получать.
Законодательно не установлен перечень заболеваний, препятствующих принятию граждан на государственную службу и исполнению государственными служащими должностных обязанностей.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования государственной службы и ее законодательной базы.