АВ 2002г. Выпуск 32 Система государственной службы Российской Федерации
VI. Условия и порядок прохождения государственной службы
Глава II законопроекта определяет общие условия государственной службы в Российской Федерации.
В ней введены понятия государственных служащих как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. Также определен порядок поступления и прохождения государственной службы, формирования кадрового состава, классные чины, дипломатические ранги и воинские звания, порядок их присвоения, порядок исчисления стажа государственной службы, источники финансирования государственной службы.
Поступление на государственную службу, согласно законопроекту, осуществляется по контракту (служебному контракту), установленному федеральным законом о виде государственной службы , а не на условиях трудового договора, как было ранее.
По сравнению с действующим законодательством условия прохождения государственной службы существенно не изменены. Принципиальным отличием является введение для государственных служащих классных чинов вместо существующих квалификационных разрядов, что является правомерным, так как именно чин (звание, ранг) соответствует занимаемой должности, а квалификационный разряд характеризует лишь профессиональную подготовку работника.
При этом законопроект предусматривает последовательное присвоение классных чинов, дипломатических рангов и воинских званий по выслуге установленного срока пребывания в определенном классном чине, ранге, воинском звании в соответствии с замещаемой государственной должностью, а также возможность в качестве меры поощрения досрочного присвоения классного чина, воинского звания и специального звания либо на одну ступень выше, предусмотренной для замещаемой должности.
Также предусмотрено сохранение присвоенного классного чина, ранга, воинского звания и стажа при освобождении от замещаемой должности, переводе, увольнении с государственной службы и лишения классного чина, ранга и воинского звания по решению суда.
Структура государственных служб многих зарубежных стран, в частности гражданской службы США, несколько отличается от структуры государственной службы Российской Федерации.
Гражданская служба США, кроме описанной выше патронажной системы, подразделяется на конкурсную и исключительную. Название "конкурсная" объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Большинство служащих (более 90%) проходят через конкурсную систему. "Исключительная" система характеризуется тем, что должности этой службы исключены из действия Закона о гражданской службе. К числу исключительных отнесены служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях. Это объясняется политическими соображениями - стремлением создать привилегированный статус для служащих тех ведомств, которые играют особо важную роль в обеспечении интересов государства. К этим служащим при приеме предъявляются дополнительные требования и они имеют более высокое жалование.
Продвижение по службе в США и других зарубежных странах в основном производится в ходе отбора претендентов на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности, причем итоги периодической оценки служебной деятельности гораздо важнее. В результате ежегодная оценка результатов труда стала реальным инструментом кадровой политики в системе административно - государственного управления.
Некоторое отличие имеет система продвижения чиновников в ФРГ, где она строго регламентирована законами и основана на двух принципах:
повышения квалификации, что подтверждается специальной проверкой либо сдачей экзамена;
постепенного продвижения по службе, то есть повышение происходит после определенного срока нахождения на занимаемой должности и соответствующей оценки работы. При этом, если государство в лице начальника не выполнит своих обязательств по продвижению, оплате или другим гарантиям государственной службы, то чиновник вправе добиваться возмещения убытков через административный суд.
Предельный возраст нахождения на государственной службе во многих зарубежных странах любого ранга установлен в 65 лет с возможностью его дальнейшего продления. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает предельный возраст нахождения на государственной должности государственной службы в 60 лет, с возможностью продления его только тем служащим, которые замещают высшие, главные и ведущие государственные должности, до 65 лет.
Оценка профессиональной служебной деятельности российских гражданских служащих также осуществляется в виде квалификационного экзамена или аттестации.