АВ 2002г. Выпуск 32 Система государственной службы Российской Федерации
VII. Федеральные органы управления и контроля за государственной службой
Федеральным органом по вопросам государственной службы Российской Федерации является Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Данный Совет, состоящий из равного числа представителей Президента, Правительства и высших органов судебной власти Российской Федерации, работает не на постоянной основе и его деятельность сводится в основном к анализу эффективности государственной службы и выработке решений по его итогам, координации разработки проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы.
Таким образом, постоянно-действующего федерального органа, осуществляющего управление государственной службой и контроль за ее функционированием, а также несущего за нее ответственность, в Российской Федерации не существует.
При подготовке проекта федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и его первоначальном варианте предполагалось создание в системе государственной службы федерального органа по вопросам государственной службы и что он образуется Президентом Российской Федерации. Данный законопроект не предусматривает наличие в системе государственной службы федерального органа по вопросам государственной службы (ст. 17).
Споры между государственными служащими и государственными органами в России законопроект относит к юрисдикции обычных судов.
Согласно законодательствам США и ФРГ, управление государственной службой и контроль за ее функционированием осуществляется специально созданными государственными (федеральными) органами, службами, которые несут за нее полную ответственность.
Администрацией Картера в 1978 году в США была проведена реформа гражданской службы, в ходе которой была реформирована и система управления гражданской службой. Вместо Комиссии гражданской службы были созданы два федеральных агентства - Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг, а также Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями и Комиссия по равным возможностям занятости.
На Бюро управления персоналом возложена задача централизации и координации кадровой работы в аппарате административно-государственного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрение и наказание, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы.
Совет по защите системы заслуг имеет полномочия по обеспечению соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами системы заслуг.
Совет обеспечивает защиту служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий руководителей, заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает указания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении служащего или учреждения.
Наряду с государственными структурами по контролю, в государственных органах законом предусмотрено создание и общественных комиссий по проблемам гражданской службы, что повышает действенность контроля.
В ФРГ общее руководство государственной службой осуществляет Федеральный комитет по кадрам, который проводит независимую деятельность в рамках действующих законов и несет за нее полную ответственность. В рамках компетенции Комитета его решения обязательны для всех затрагиваемых им инстанций.
Основной формой контроля за деятельностью чиновников ФРГ выступает административная юстиция. Она действует как система специальных административных судов. Система имеет трехуровневую структуру и включает в себя:
суды первой инстанции;
верховные административные суды земель - вторая инстанция;
Федеральный административный суд (ФАС) - высшая инстанция.
Административные суды располагают компетенцией по всем вопросам относительно статуса чиновника (назначения, прав, обязанностей, оплаты, социального обеспечения, увольнения и пенсии). Своеобразной особенностью является процедура, позволяющая чиновнику возбудить процесс против самого себя. Желая снять с себя подозрения в совершении служебных проступков, чиновник может потребовать, чтобы дисциплинарный суд вынес решение по его делу. Юристы высоко оценивают роль административных судов, полагая, что в результате их деятельности управление делами становится либеральнее, а государство демократичнее.
Таким образом, в ФРГ и США созданы и эффективно функционируют системы управления и контроля за государственной службой. Неэффективность государственной службы в этих странах, по мнению высших правительственных чиновников, воспринимается как национальная проблема и даже трагедия.
Действующая система контроля за государственной службой в этих странах обеспечивает высокую защищенность государственных служащих от произвола руководителей государственных органов при их продвижении по службе, перемещении, увольнении и в других вопросах в процессе прохождения ими государственной службы.
В законодательстве США предусмотрены также дисциплинарные меры против тех руководителей, которые нарушают принципы системы заслуг при продвижении по службе, а именно: дискриминируют претендентов на высшую должность; осуществляют или пытаются произвести кадровые действия в качестве наказания тех служащих, которые воспользовались своим правом на апелляцию; отказались заниматься политической деятельностью или законным образом раскрыли нарушение закона, правил или инструкций, факты растраты фондов, злоупотребления властью и др.
Признавая, что жизнеспособность и лигитимность политической системы страны во многом зависит от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение соответствует нормам общественной морали, в законодательство США о государственной службе включен и этический кодекс государственных служащих ( Закон о реформе этических норм 1989 г., подкрепленный в октябре 1990 г. Указом Президента США "Принципы этики поведения должностных лиц и служащих госаппарата"), в которые включены высокие нравственные принципы, отвечающие общечеловеческим гуманистическим идеалам, признанным во всем мире. Однако на практике эти высокие принципы часто игнорируются. Такие явления, как коррупция и протекционизм имеют место в госаппарате, о чем свидетельствуют скандальные истории, периодически попадающие на страницы печати.