Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 14 Государственный язык Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения (часть II)


ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" В 2001 ГОДУ
В.В.Воробьев, д.ф.н., профессор

          Федеральная целевая программа Русский язык на 2001 год (далее -Программа), будучи продолжением Программы 1996 - 2000 гг., постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. 1034 была включена в перечень приоритетных федеральных целевых программ.
    Государственным  заказчиком  Программы  является  Министерство образования Российской Федерации.
    Цель Программы - поддержка духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
    В 2001 г. Программа была нацелена на обновление языковой политики Российской Федерации, на составление долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных), а предусмотренная система мероприятий - на решение важнейших задач.
    Задачи Программы: обеспечение развития и распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств-участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры.
    Предусмотренная настоящей Программой система мероприятий была направлена на решение указанных задач.
    В целях реализации Программы в 2001 году в соответствии с федеральным законом от 16.05.99 97 О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в декабре 2000 года был проведен конкурс исполнителей программных мероприятий, на который поступило более 90 заявок по различным направлениям. Конкурсной комиссией были отобраны наиболее эффективные и перспективные проекты в области русского языка и культуры речи, способствующие укреплению позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, а также проекты, способствующие обновлению содержания и методов обучения русскому языку и литературе. При отборе проектов был сделан акцент на вовлечение в реализацию Программы как можно большего числа субъектов Российской Федерации. Это позволило охватить все семь федеральных округов и задействовать вузы 24-х субъектов Российской Федерации.
    В отчетном году в рамках проблематики Программы выполнялись 32 научно-исследовательских проекта. Ниже приведена краткая характеристика некоторых основных проектов.
    Проект Уровни владения РКИ (повседневное и деловое общение в системе дополнительного образования: описание содержания, контроль достижении, обучающие материалы (Государственный институт русского языка имени. А.С. Пушкина / Митрофанова О.Д.; стоимость 35 тыс. рублей). В результате системного анализа коммуникативных потребностей учащихся, их обобщения и систематизации подготовлены описания базового уровня делового общения и постпорогового уровня повседневного общения. К учебнику Приглашение в Россию - I (2000 г.) изданы в печатном и электронном виде рабочая тетрадь (150 печатных страниц). Использование в учебном процессе тестовых практикумов позволяет активизировать внедрение тестовых экзаменов в России и за рубежом.
    Проект Проблемы функционирования русского языка в Интернете (Российский университет дружбы народов / Трофимова Г. П.; стоимость 43 тыс. рублей). В результате исследования выделены основные аспекты изучения русского языка в Интернете, определены его новые функционально-стилистические возможности, введены в оборот и кодифицированы новые компьютерно-сетевые заимствования, определены новые возможности языка как выразительного средства в создании гипертекстовых журналистских материалов. Проделанная научно-исследовательская работа имеет как научное, так и практическое значение. Ее теоретические заключения позволяют ввести в научный оборот те новые языковые и речевые явления, которые возникли в процессе освоения компьютерно-сетевого пространства. С практической точки зрения работа также представляет собой безусловный интерес, так как позволяет дать реальные рекомендации журналистам-практикам, работающим в сетевых средствах массовой информации, и открывает новые перспективы для журналистского творчества.
    Проект Русский язык в условиях многоязычия и вопросы культуры речи (на примере Калмыкии) (Калмыцкий государственный университет / Есенова Т.С.; стоимость 50 тыс. рублей). В результате исследования определены основные этапы развития русского языка на территории Калмыкии, направления языковой политики государства, повлекшие за собой расширение функций русского языка в Калмыкии. Впервые поставлен важный в теоретическом и практическом отношении вопрос обоснования выработки критериев культуры речи русского языка как неродного в условиях национально-русского двуязычия в сфере официального общения.
    В рамках проблематики Программы по статье прочие нужды выполнено 32 мероприятия. Ниже приведена краткая характеристика наиболее значимых проектов.
    Проект Инновации в российской системе повышения квалификации преподавателя-русиста. Путь к профессиональному мастерству (Российский университет дружбы народов / Балыхина Т. М.; стоимость 700 тыс. рублей). В процессе работы по проекту были организованы выездные семинары (г. Вильнюс, г. Ростов-на-Дону, г. Казань, Китай) и дистанционные формы повышения квалификации (снят первый раздел телеучебника Учим учить ; готовится электронная  версия  учебной  монографии   Традиции  и  новации  в профессиональной   деятельности   преподавателя   РКИ ).   Подготовлена специальная программа повышения квалификации по дисциплине Русский язык и культура речи . Изданы вариативные программы повышения квалификации Проспект курсов и семинаров повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного . Подготовлена к публикации учебная монография Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя РКИ .
    Проект Цикл радиопередач по русскому языку (Российский университет дружбы народов / Хромов С. С.; стоимость 1 590 500 рублей). Подготовлены и реализованы 24 передачи на Радио России, транслировавшиеся в 89 субъектах Федерации. Программы получили высокую оценку в письмах радиослушателей, присланных в адрес передачи. В рамках программы проводился конкурс, посвященный 200-летию со дня рождения В.И. Даля, отмечаемый ЮНЕСКО. Материалы проекта использовались в учебном процессе. На базе РУДН были организованы круглые столы, посвященные насущным проблемам преподавания русского языка и литературы. Готовится к печати учебное пособие по методике создания радиопередач по русскому языку.
    Проект X Международная Олимпиада школьников по русскому языку (Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина / Костомаров В. Г.; стоимость 1 158 500 рублей). В соответствии с планом деятельности МАПРЯЛ 25-30 июня 2001 года на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина проводилась Х Международная олимпиада школьников по русскому языку, в которой приняло участие 256 человек из 40 стран мира. Олимпиада широко освещалась в прессе, на телевидении и радио. В ее работе приняли участие высокие гости: Л.А. Путина, сотрудники Центра развития русского языка, Госзарубежцентра, Министерства образования, посольств, национальных ассоциаций русистов и др.
    Проект Звуковая энциклопедия "Русский язык и русская культура" (Санкт-Петербургский государственный университет /   Марусенко М. А.; стоимость 350 тыс. рублей). Разработан программно-аппаратный комплекс, осуществляющий студийную запись аудио информации с минимальным участием оператора. Данный комплекс может быть использован для аудиозаписи в условиях аудитории (лекции, круглые столы, симпозиумы) и для озвучивания аудиторий. Оцифрованы лекции, записанные преподавателями Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в рамках проекта Звуковая энциклопедия "Русский язык и культура" .
    Таким образом, полученные результаты научно-исследовательских работ и мероприятий позволяют в условиях многонациональной и многокультурной среды находить оптимальные способы интеграции знаний и культурных ценностей разных народов, применять международный опыт решения национально-языковых вопросов в интересах  консолидации общества, воспитывать у граждан России уважение к русскому языку как национальному достоянию.
    Полученные результаты содействуют повышению грамотности и языковой культуры общества, утверждению норм русского литературного языка в средствах массовой информации, внедрению новейших концепций и методик преподавания русского языка в учебный процесс, ускоренному созданию автоматизированных систем и банков данных по различным направлениям русистики.
    При сопоставлении намеченных Программой целей и задач с фактически достигнутыми результатами работы можно уверенно сказать, что в отчетный период Программа функционировала достаточно эффективно.
    По решению приемочной комиссии, созданной для подведения  итогов выполнения работ по Программе в 2001 году, результаты работы по всем 64 проектам были признаны удовлетворительными. Из них по 29 проектам было принято решение рекомендовать результаты работы к распространению на федеральном уровне, 16 - на региональном, 19 - на вузовском.
    В 2001 году проведена работа по повышению языковой культуры общества, изучению динамики языковой ситуации, подготовке новых учебно-методических пособий, оказанию активного содействия укреплению позиций русского языка с помощью средств массовой информации за рубежом.
    Говоря о финансировании, следует отметить, что в 2001 году оно заметно увеличилось (в 10 раз по сравнению с 2000 годом, кроме статьи Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в объеме 1 218 000 рублей, была профинансирована статья Прочие нужды и объеме 10 890 000 тыс. рублей).
    За счет привлечения внебюджетных источников осуществлен ряд изданий в разделе Научно-исследовательские работы : Сибирской аэрокосмической академией - монография и сборник методических разработок по изучению функционирования русского языка в Восточной Сибири; Волгоградским государственным университетом - прямой индексированный Словник лексического материала; Саратовским государственным университетом - монография Хорошая речь ; Иркутским государственным техническим университетом - учебник Добро пожаловать в Сибирь! ; Институтом национальных проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России - пособие для учителя Организация учебного процесса с помощью инновационных  пособий  по  русскому языку  как  государственному ; Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина - рабочая тетрадь как приложение к учебнику Приглашение в Россию в печатном и электронном виде.
    По разделу прочие нужды осуществлено 17 печатных изданий (словари, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, хрестоматии) тиражом от 500 до 1000 экз. на общую сумму 3 637 000 руб.; проведено 5 международных олимпиад, фестивалей и конференций, объем финансирования составил 2 757 800 руб.; организовано 2 радиопередачи и 1 телепередача (регионального и федерального масштаба), сумма затрат составила 2 229 200 руб.; организованы курсы повышения квалификации в Москве и Ульяновске, финансовые затраты - 883 000 руб., созданы 4 базы данных, электронные энциклопедии, мультимедийные пособия (783 000 руб.) и 1 учебный телекурс по русскому языку как иностранному (600 000 руб.).
     Внебюджетные источники для финансирования Программы привлекались за счет осуществления изданий словарей, монографий, учебных пособий и сборников по методике преподавания русского языка по разделу Научно-исследовательские работы в рамках утвержденных к реализации проектов по Программе в 2001 году.
    Для наглядности представляем распределение финансовых средств между субъектами Российской Федерации в 2001 г.
    Ивановская область (01.05) - 514,2 тыс. рублей;
    Рязанская область (01.012)-35 тыс. рублей;
    Тверская область (01.015)- 540 тыс. рублей;
    Москва (01.18) - 6 433,3 тыс. рублей;
    Республика Коми (02.02) - 348,3 тыс. рублей;
    Волгоградская область (02.04) - 40 тыс. рублей;
    Санкт-Петербург (02.10)- 1 113 тыс. рублей;
    Республика Адыгея (03.01) - 250 тыс. рублей;
    Республика Калмыкия (03.04) - 50 тыс. рублей;
    Северная Осетия-Алания (03.05) - 557,5 тыс. рублей;
    Кабардино-Балкарская Республика (03.06) - 50 тыс. рублей;
    Республика Татарстан (04.04) - 35 тыс. рублей;
    Удмуртская Республика (04.05) - 40 тыс. рублей;
    Нижегородская область (04.08) - 40 тыс. рублей;
    Пермская область (04.11) - 50 тыс. рублей;
    Саратовская область (04.13) - 235 тыс. рублей;
    Ульяновская область (04.14)- 183 тыс. рублей;
    Челябинская область (05.04) - 107,5 тыс. рублей;
    Красноярский край (06.06) - 350 тыс. рублей;
    Иркутская область (06.07) - 585 тыс. рублей;
    Омская область (06.10) - 35 тыс. рублей;
    Томская область (06.11) - 226,2 тыс. рублей;
    Приморский край (07.02) - 240 тыс. рублей;
    Амурская область (07.04) - 50 тыс. рублей.
    
     Финансирование проектов в 2001 году по разделу Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы осуществлялось за счет федерального бюджета. Бюджеты субъектов Российской Федерации к финансированию не привлекались. Однако за счет внебюджетных источников финансирования было осуществлено издание ряда словарей, монографий, учебных пособий и сборников по методике преподавания русского языка.
    Это наглядно видно из приведенных таблиц:
    

Печатные издания, осуществленные в 2001 году
за счет внебюджетных источников финансирования

     

Издание

Организация-исполнитель

     Прямой индексированный Словник лексического материала

     Волгоградский государственный университет

     Рабочая тетрадь (приложение к учебнику Приглашение в Россию в печатном и электронном виде)

     Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

     Пособие для учителя Организация учебного процесса с помощью инновационных пособий по русскому языку

     Институт национальных проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России

     Учебник по русскому языку как иностранному Добро пожаловать в Сибирь!

     Иркутский государственный технический университет

     Монография Хорошая речь

     Саратовский государственный университет

     Монография и сборник методических разработок по изучению функционирования русского языка в Восточной Сибири

     Сибирская аэрокосмическая академия


     
Издания, осуществленные в 2001 году
за счет средств федерального бюджета


Издание
Организация-исполнитель

     Энциклопедический словарь-справочник Культура русской речи

     Красноярский государственный университет

     Словарь церковнославянского языка, составленный Вторым отделением Академии наук, 1847 г. (переиздание)

     Санкт-Петербургский государственный университет

     Русский язык и культура речи

     Саратовский государственный университет

     Комплексный этико-культурологический словарь русского языка для школ Адыгеи

     Адыгейский государственный университет

     Словарь русских словарей

     Сыктывкарский государственный университет

     Мультимедийное пособие по изучению русского языка в контексте русской культуры

     Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

     Обучение родной словесности в системе непрерывного образования Тверского региона

     Тверской государственный университет

     Вершининский словарь

     Томский государственный университет

     Полный словарь личности

     Томский государственный университет

     Словарь образных слов и выражений

     Томский государственный университет

     Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография (учебник для филологических факультетов госуниверситетов)

     Санкт-Петербургский государственный университет

     Словарь служебных слов русского языка

     Дальневосточный государственный университет

     Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев

     Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

     Звуковая энциклопедия Русский язык и русская культура

     Санкт-Петербургский государственный университет

     База данных Структура русского слова

     Санкт-Петербургский государственный университет

     Природа в русской литературе XI - XII веков (хрестоматия художественных текстов с комментариями и приложениями)

     Сыктывкарский государственный университет

     Инновационный учебный комплекс по русскому языку и русской литературе для национальных школ Я люблю тебя, русская речь

     Российский университет дружбы народов


     
     Финансирование проектов по разделу Прочие нужды шло только за счет средств федерального бюджета. Опубликовано 17 печатных изданий (словари разного типа, учебники, учебные пособия, методические рекомендации, дидактические материалы, хрестоматии) тиражом от 500 до 1000 экземпляров.
    Анализируя итоги выполнения Программы за 2001 год, следует, в первую очередь, отметить тот факт, что основные и наиболее значимые результаты получены в рамках мероприятий, реализованных по статье Прочие нужды . Эти проекты имеют прикладной характер и их практическая направленность способна воздействовать на качественное изменение ситуации в конкретной области функционирования русского языка. Научно-исследовательские проекты, осуществленные в 2001 году, ценны не только собственно научными достижениями, достигнутыми исполнителями, но, в большей степени, тем, что могут служить основой для практического использования в различных областях функционирования русского языка.
    При сопоставлении намеченных Программой задач с фактически достигнутыми результатами работы можно отметить, что в 2001 году Программа функционировала продуктивнее, чем в предшествующие годы. В целом запланированные на 2001 год научно-исследовательские работы и проекты по статье Прочие нужды выполнены качественно и в установленные сроки.
    Опыт реализации Программы в отчетном году подтвердил актуальность проблематики ее проектов, прозорливость ученых-разработчиков, предвидевших тенденции развития языковой ситуации в стране, нашедших емкие формулировки задач исследований, актуальность которых в наши дни только возросла. В большинстве проектов, реализуемых как в Москве, так и в субъектах Федерации, разрабатываются способы решения проблем,  важных для государства в целом, что лишний раз подтверждает федеральный уровень значимости проводимых исследований.
    Наконец, отметим, что проблемы, связанные с современным положением русского языка как внутри страны, так и за рубежом, требуют для их разрешения координированных и целенаправленных усилий, реальной финансовой поддержки на государственном уровне.