Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 14 Государственный язык Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения (часть II)


О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА   О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
КАК ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А.Алексеев, депутат Государственной Думы,  член Комитета по культуре и туризму

     Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает: Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык .
     Конституция Российской Федерации не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, равно как и не указывает обязательств органов власти по отношению к порядку формирования или сохранения государственного языка Российской Федерации.
    Понятия русский язык и русский язык как государственный язык Российской Федерации не тождественны. Назначение русского языка как государственного языка Российской Федерации состоит в осуществлении обмена информацией между гражданами страны во всех областях общественной деятельности.
    Основой государственного языка Российской Федерации является современный литературный русский язык. Сообщения, сделанные на  русском языке как государственном языке Российской Федерации, как правило, не должны содержать редко употребляемых слов или понятий, не известных широкому кругу граждан, так как обязаны иметь ясное и однозначное толкование.
    На русском языке как государственном языке Российской Федерации ведется деловая переписка, составляются заявления, обращения и иные документы, с которыми власть обязана обращаться к гражданину и гражданин имеет право обратиться к власти.
    Законодательство Российской Федерации о государственной службе и государственном управлении, о рекламе, о порядке судопроизводства, трактует государственный язык Российской Федерации как составную часть русского языка. Такое положение не противоречит приведенной выше цитате из Конституции Российской Федерации.
    Законопроект О русском языке как государственном языке Российской Федерации направлен на обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а также на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование русским языком как государственным языком Российской Федерации.
    Основными материальными носителями и источниками русского языка как государственного языка Российской Федерации являются словари, рекомендации или разъяснения, сложившиеся современные литературные языковые стандарты русского языка и общепринятого делового оборота. Законопроектом (статья 3) устанавливается, что порядок утверждения словарей русского языка в качестве общеобязательных справочных пособий при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также порядок официального издания этих словарей определяется Правительством Российской Федерации .
    В законопроекте (статья 4) перечислены сферы, в которых русский язык как государственный язык Российской Федерации используется в обязательном порядке.
    Законопроект устанавливает государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации (статья 5) и обязанности государства по обеспечению права граждан на пользование русским языком как государственным языком Российской Федерации (статья 6).
     Законопроект (статья 3) устанавливает, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке , а также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации (статья 7).
    Реализация законопроекта О русском языке как государственном языке Российской Федерации не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку все меры по поддержке и развитию языка, предусмотренные данным законом, уже реализуются и поддерживаются в реальной жизни.
     На настоящий момент получено свыше 30 отзывов на законопроект, из которых лишь один отрицательный (Московская областная Дума). Законопроект поддержан республиками в составе Российской Федерации: отзывы получены из девяти республик, и все они - положительные. В ряде отзывов содержатся интересные замечания и предложения, которые, в случае одобрения концепции законопроекта, будут внимательно рассмотрены Комитетом при его подготовке ко второму чтению.